$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРОТИВОРЕЧИЯ ТРУДА И КАПИТАЛА©

20.07.2012

Угрозы, с которыми столкнулась экономика Беларуси, выходят за рамки макроэкономической проблемы адекватного финансирования внешних дисбалансов. Стране требуется перераспределение трудовых ресурсов и капитала в пользу сегментов экономики с высокой производительностью. Для этого нужны либерализация факторов производства и сокращение вмешательства государства в работу рынка труда и капитала, говорится в Страновом экономическом меморандуме для Беларуси, подготовленном Всемирным банком.

Высокий экономический рост и полная занятость — ключевые элементы социально-экономической модели Беларуси. «Зарубежные экономисты, знакомясь с ситуацией в Беларуси, крайне удивляются низкому уровню безработицы, который отражает официальная статистика, и сразу предполагают, что имеет место ошибка. Ведь никто представить не может, что в стране в принципе такое возможно», — говорит старший экономист ВБ Галлина Винселлет. Если до 2008 г. средний уровень безработицы составлял менее 2%, то во время кризиса он снизился даже до 0,6% от уровня экономически активного населения. Уникальная почти полная занятость объясняется тем, что государство является самым крупным работодателем, а доминирование госсобственности в экономике сохраняется до сих пор. Однако этот феномен имеет свои последствия.

Мы слишком заняты

Сохранение полной занятости ведет не только к неэффективному распределению трудовых ресурсов, но и препятствует структурным сдвигам в экономике. В государственном секторе удерживается избыточная численность рабочей силы вне зависимости от рентабельности предприятий. Лишь в таких секторах, как промышленность и строительство избыточная численность на госпредприятиях оценивается в размере свыше 25%. При анализе более широкой выборки секторов, в которую вошли также транспорт и общественное питание, масштабы избыточной численности в среднем оцениваются на уровне 10%.

В годы экономического бума (2000–2007 гг.) часть избыточных трудовых ресурсов перешла в высокопроизводительные отрасли (финансы, общее управление, транспорт), а большая часть — в низкопроизводительные сектора, преимущественно государственные (культура, образование, здравоохранение, ЖКХ).

Учитывая снижение уровня занятости в этот период, часть высвобождаемой рабочей силы также попала в группы неактивного населения, безработных или занятых в неформальном секторе. Это сделало общий вклад структурных изменений отрицательным.

До последнего времени во всех секторах наблюдалась слабая корреляция между ростом зарплаты и производительностью (0,59), т.е. там, где последняя была выше, не обязательно имелся адекватный рост заработков. Самый большой разрыв этих показателей — в сельском хозяйстве и транспортной отрасли. Но опережающий производительность рост реальной зарплаты опасен по многим причинам. Например, в промышленности в последние 5 лет динамика затрат на единицу рабочей силы была выше, чем в России, что привело к снижению конкурентоспособности белорусской промышленной продукции на российском рынке.

Во Всемирном банке полагают, что Беларусь не использовала в полной мере потенциал роста производительности за счет перераспределения ресурсов, который в среднесрочной перспективе может быть обеспечен ускорением перетока трудовых ресурсов в частный сектор, в сегмент финансовых и деловых услуг.

Скорректировать неэффективное распределение ресурсов, по мнению экспертов ВБ, могла бы либерализация рынка труда, предполагающая ликвидацию административного контроля над зарплатой и уровнями занятости. Для этого предлагается привести нормативные акты в соответствие с Указом от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» и полностью отказаться от применения единой тарифной сетки, дать госпредприятиям полную свободу принятия решений в отношении уровня занятости. Одновременно нужно усовершенствовать систему пособий по безработице и социальной защите механизмом страхования по безработице. Можно также направить ресурсы, выделяемые на меры активной политики на рынке труда (например, на обучение в госорганизациях), для финансирования подготовки новых работников без отрыва от производства на частных предприятиях и альтернативных механизмов, построенных с учетом международного опыта.

Дайте свободу капиталу

Для повышения эффективности распределения капитала ВБ рекомендует комплексно реформировать финансовую систему, чтобы обеспечить движение ресурсов в соответствии с сигналами рынка. Прежде всего для этого требуется существенно сократить кредитование госпрограмм и снять ограничения на распределении кредитов, снижающие эффективность инвестиций и увеличивающие риски финансовой системы.

У нас же эти обстоятельства предпочитают не замечать. Например, несмотря на резкое снижение доходности капитала, кредитование сельского хозяйства в последние годы росло ускоренными темпами: задолженность АПК выросла с 2004 г. по 2010 г. более чем вчетверо. Льготные кредиты позволили смягчить последствия сокращения доходов хозяйств, стимулировали развитие лизинга сельхозтехники. Однако обязательства отрасли перед банками превысили 130% ее добавленной стоимости.

Кроме того, банковская система направляет непропорционально большую часть сбережений госпредприятиям. Например, в машиностроении на их долю приходится 85% долгосрочных кредитов банков, в то время как их удельный вес в объемах производства составляет только 67%. При этом у госпредприятий, как правило, отношение долгосрочной задолженности к активам выше, чем у сопоставимых частных компаний. Тем не менее даже при кредитовании на рыночных условиях коммерческие банки зачастую отдают предпочтение кредитованию госпредприятий, надеясь, что те пользуются гарантиями и поддержкой государства.

Такой перекос представляет собой неэффективный способ использования капитала, считают в ВБ. Хотя некоторые госпредприятия, несомненно, являются высокорентабельными, в целом они отстают по ряду важных показателей. У госпредприятий совокупная производительность факторов производства составляет только 80% уровня частных предприятий, где производительность в 2005–2010 гг. росла примерно в 5 раз быстрее, чем в госсекторе. Неэффективное распределение капитала не только снижает производительность и эффективность инвестиций, но и препятствует структурной трансформации экономики, которая зависит от перераспределения ресурсов в пользу более конкурентных секторов и предприятий.

Чтобы изменить положение дел в этой сфере, по мнению ВБ, следует принять ряд мер. Помимо сокращения прямого государственного вмешательства в процесс распределения кредитов, требуется стимулировать конкуренцию среди банков, чтобы увеличить кредитование на рыночной основе. Правительству следует разделить функции определения политики, регулирования и непосредственного владения, установив для каждой из них конкретные цели. Только после этого можно будет перейти к работе госбанков на рыночных принципах, да и то если их главным приоритетом станет получение прибыли, а не разнообразные социальные задачи. Банки, остающиеся в собственности государства, следует обязать соблюдать международные стандарты корпоративного управления, включая четкую подотчетность, усиление акцента на эффективности менеджмента, создать независимые советы директоров. Это будет сдерживать риски, повысит качество управления ими и операционную эффективность банковской системы, что повлечет снижение стоимости заимствований.

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях