$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ БИЗНЕС

13.04.2007

Несмотря на разговоры о неблагоприятной бизнес-среде, частный сектор Беларуси чувствует себя неплохо. Такой вывод можно сделать на основании опроса, проведенного Исследовательским центром Института предпринимательства и менеджмента (ИПМ) 1. К условиям приспособились лучше те, кто работает на рынке не один год. Это объясняет то, почему средний возраст белорусской фирмы превышает 7 лет, а количество малых и средних предприятий (МСП) в стране за последние 5 лет практически не меняется и остается в пределах 33 тысяч.

Более трети опрошенных оценивают экономическое положение своей фирмы как хорошее, а половина респондентов считают, что их положение не улучшилось, но и не ухудшилось (табл. 1).

В то же время около половины МСП отмечают рост таких показателей, как объем продаж и прибыль, 30% респондентов — рост занятости, 20% — инвестиций. Примерно столько же респондентов переносят тенденции в развитии своей фирмы за 2006 г. на нынешний год, несмотря на ухудшение условий торговли с Россией.

Наиболее значимыми препятствиями для развития бизнеса в стране по-прежнему остаются такие факторы, как сложная налоговая система (72% оценили ее как имеющую большое и очень большое значение), сложная система налогов и других обязательных платежей (68%), слишком сильная конкуренция на рынке (51%), а также нестабильная экономическая ситуация в стране (48%). В то же время внутренние факторы повышения конкурентоспособности и развития: отсутствие необходимой квалификации для руководства фирмой, отсутствие квалифицированных работников, страх принятия неправильного решения, отсутствие хороших идей как вести бизнес — были оценены большинством респондентов как не имеющие значения или имеющими небольшое значение.

При этом 75% респондентов отметили, что конкуренция за последний год усилилась. Следовательно, при дальнейшем открытии рынка, его либерализации и упрощении процедур ведения бизнеса конкуренция может еще больше обостриться.

Энергетический кризис

Как показал опрос, 21% респондентов полностью поддерживают усилия правительства в отстаивании национальных интересов в энергетическом споре с Россией, а еще 40% — скорее поддерживают, чем не поддерживают. Таким образом, 60% представителей малого и среднего бизнеса одобряют действия властей.

В то же время значительная часть респондентов пессимистично оценивает перспективы торгово-экономического сотрудничества Беларуси и России. Порядка 27% опрошенных считают, что продавать белорусскую продукцию в России станет труднее, а почти 13% полагают, что трудности возникнут при реализации российской продукции в Беларуси. Треть опрошенных убеждена, что сохранится статус-кво.

Среди последствий роста цен на газ значительный рост издержек назвали 42,7% опрошенных менеджеров и руководителей частных МСП. Незначительными считают их 33,7% предприятий. При этом снижение покупательского спроса почувствовали 12,2% опрошенных, а 15,6% этого не заметили.

Взятки

О том, что они дают взятки (постоянно или время от времени) представителям госорганов, сообщила значительная часть респондентов. Этот показатель — около 70% — практически не меняется на протяжении уже ряда лет, несмотря на активную борьбу с коррупцией в государстве, и подтверждает выводы международной организации Transparency International о высокой коррумпированности белорусских органов госуправления (табл. 2, 3). При этом фактические данные могут быть еще выше, поскольку часть респондентов, не веря в анонимность опроса и не доверяя интервьюерам, выбирает опции «отказ от ответа» или «такого явления нет».

Чем сложнее регуляторная среда из многочисленных правил и норм, тем чаще приходится платить. Не случайно другие исследования и частные беседы с предпринимателями показывают, что наиболее коррумпированными или «взяткоемкими» являются не налоговая инспекция или госконтроль, а санитарные службы, пожарники, многочисленные организации, выдающие те или иные разрешения.

Количество взяток зависит от размера фирмы. Так, представители крупных фирм говорят, что 60% из них постоянно дают взятки, в то время как 38% маленьких фирм считают, что такого явления нет. Возможно, это частично объясняется тем, что давать взятку зачастую некому (поскольку для этого нужно «обрасти» необходимыми связями и знакомствами) либо незачем (поскольку обороты фирмы недостаточны для такого рода риска), частично — страхом сказать правду интервьюеру.

Этот вывод подтверждается и анализом с точки зрения возраста фирмы. О том, что такого явления, как взятки, в Беларуси нет, заявляют 40% фирм, созданных после 2005 г., против 25% среди фирм-старожилов (созданных до 1996 г.). Более «взрослые» фирмы чаще дают взятки как изредка (48% против 42%), так и постоянно (27% против 18%).

«Откаты» и денежные вознаграждения

Почти треть частных фирм (27%) работает в системе «откатов» (денежного вознаграждения за проведенную сделку, полученный заказ и пр.), а само количество «откатов» с течением времени не уменьшается (табл. 4, 5).

Количество «откатов» зависит от оборотов или размера фирмы (40% фирм с персоналом свыше двухсот человек работают в системе откатов при каждой второй сделке, тогда как среди небольших фирм — 12-15%), а также от возраста фирмы. Более всего «откатанных» схем в таких сферах деятельности, как транспорт, связь, строительство.

Теневой оборот

В сфере теневого оборота наметилась небольшая тенденция к улучшению (табл. 6). Теневой оборот, понимаемый как оборот, проходящий без отражения в документах бухгалтерского учета, на протяжении ряда лет снижается (т. е. уменьшается объем схем с неучтенной «наличкой»). Однако это лишь означает, что фирмы переходят на более цивилизованные формы «оптимизации и минимизации налогов», поскольку налоги по-прежнему в Беларуси остаются высокими. Квалифицированные юристы и бухгалтеры могут предложить использовать различные схемы увеличения расходной части и/или уменьшения налогооблагаемой базы (даже с привлечением финансовых фирм-однодневок), проводя необходимые проводки по балансу. Граница между легальными схемами по уменьшению налогов и теневым оборотом зачастую размыта. Причем, как и в других случаях проявления коррупционных и незаконных явлений, наиболее часто теневой оборот имеет место в крупных фирмах и среди фирм-старожилов.

Елена РАКОВА,
кандидат экономических наук,
исследовательский центр ИПМ
 
* Все таблицы в печатной версии "Экономической газеты".

Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях