$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Против недобросовестной конкуренции

16.12.2008

     В Палате представителей готовятся к рассмотрению на сессии в первом чтении поправки в некоторые законы по вопросам интеллектуальной собственности, существенно изменяющие правила использования товарных знаков. Об основных нововведениях, которые предлагаются этим документом, «ЭГ» попросила рассказать председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимира ЗДАНОВИЧА.

     Основанием для корректировки действующего Закона стал анализ судебной практики применения законов «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и «О товарных знаках и знаках обслуживания». Выяснилось, что сегодня четко не определены даже структуры, правомочные устанавливать, какие действия, связанные с предоставлением правовой охраны товарному знаку, являются недобросовестной конкуренцией. Отдельные изменения, предлагаемые проектом, вызваны необходимостью унификации законодательства в рамках Союзного государства, а также включением в национальную правовую базу норм международных договоров.

     Отмечу, что товарный знак должен выступать в качестве правовой охраны от недобросовестной конкуренции, поскольку Закон запрещает кому бы то ни было реализовывать такую же продукцию или оказывать те же услуги под знаком, тождественным или почти неотличимым от уже зарегистрированного ранее на имя другого лица. В отечественном уголовном законодательстве даже предусмотрены довольно серьезные наказания за такую деятельность. В дополнение к этому поступивший в парламент законопроект содержит норму, согласно которой к одной из форм недобросовестной конкуренции в ряде случаев может относиться и само незаконное приобретение исключительного права на товарные знаки.

     Что имеется в виду? Напомню, что сегодня подать заявку может любое лицо, как выпускающее товар, так и не занимающееся предпринимательской деятельностью. Владелец товарного знака имеет исключительное право распоряжаться им, а также запрещать его использование другим. В результате отдельные лица, непосредственно не занимающиеся производством товаров или оказанием услуг, регистрируют товарные знаки в спекулятивных целях. С одной стороны, это порождает недобросовестную конкуренцию, а с другой — создает препятствия для использования сходных товарных знаков на рынке и усложняет их экспертизу по заявкам.

     Приведу такой пример. Фирма начинает выпускать востребованный на рынке товар,но не торопится зарегистрировать товарный знак, возможно, по той причине, что руководство не уверено в коммерческом успехе продукта. А когда обращаются в патентный орган за регистрацией, то оказывается, что используемый товарный знак уже кому-то принадлежит. Оборотистые дельцы отслеживают ситуации, когда предприятие медлит с оформлением, и регистрируют знак на себя. А затем выставляют счета, предлагая фирме купить ее же товарный знак. Если же получают отказ — препятствуют продвижению товара на рынке.

     После вступления предлагаемых поправок в силу возможность приобретения права на охрану товарного знака после его регистрации будет только у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Авторы законопроекта сделали исключение для физических лиц, занимающихся ремесленной деятельностью и агроэкотуризмом, — для создания благоприятных условий работы в этих сферах. Правда, у депутатов есть сомнение в полноте данного перечня. Например, поступило предложение включить сюда лиц, занимающихся частной адвокатской деятельностью.

     Еще одно новшество: правовая охрана даже официально зарегистрированного товарного знака может быть прекращена, если в течение любых непрерывных 3 лет он без уважительных причин не размещался на товарах, этикетках, упаковках, в сети Интернет в доменном имени, на документации, при выполнении работ или оказании услуг. Сейчас этот срок составляет 5 лет. Думаю, новая норма станет стимулом для использования товарных знаков и освободит Госреестр от тех из них, которые не используются по назначению. Что касается физических лиц, не занимающихся производством товаров или оказанием услуг, то правовая охрана зарегистрированных ими знаков прекратится с 1.01.2010 г. Эта норма не затронет интересы физических лиц, которые подадут в патентный орган письменное уведомление о том, что стали индивидуальными предпринимателями, осуществляют ремесленную деятельность или оказывают услуги в сфере агротуризма (думаю, при доработке проекта и этот перечень будет расширен).

     Устанавливать, являются ли действия владельца товарного знака, связанные с его регистрацией, недобросовестной конкуренцией, будет поручено Департаменту по ценовой политике Минэкономики, соответствующим Минскому, областным управлениям и судам.

     После вступления предлагаемых изменений в действие разрешится вопрос, связанный с регистрацией в качестве товарного знака наименования места происхождения товара, охраняемого в Республике Беларусь. Оно может включаться как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, которое уже имело на него исключительное право. Да и то лишь в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места их происхождения.

     Более четким станет понятие «контрафактные товары». Как и в России, к ним станут относить не только нелегально ввезенные на территорию страны либо незаконно произведенные внутри ее, но и товары, этикетки, упаковки, на которых незаконно помещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В законодательстве Беларуси пока отсутствует норма о том, за чей счет уничтожается контрафактная продукция (или удаляется с товара незаконно используемый товарный знак), что на практике приводит к неисполнению решений судов. Проект закона предусматривает такие расходы возложить на нарушителя.