Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Глобализация
20.09.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Протекционизм - вожжи экономической свободы

Проблемы, связанные с присоединением Республики Беларусь к ВТО, являются в настоящее время не только важнейшими во внешнеэкономической политике страны...

Проблемы, связанные с присоединением Республики Беларусь к ВТО, являются в настоящее время не только важнейшими во внешнеэкономической политике страны, но и определяющими для проведения внутриэкономических преобразований.

ВСТУПЛЕНИЕ во Всемирную торговую организацию (ВТО) -- это сложный многоплановый процесс по принятию обязательств в отношении доступа товаров на внутренний рынок, которые республика будет готова взять на себя в обмен на предоставление ей общих для договаривающихся сторон условий деятельности на внешних рынках. В эти условия включаются ставки импортных таможенных тарифов, а также многочисленные меры нетарифного регулирования импорта, правила введения защитных мер, таможенной оценки, применения антидемпинговых и компенсационных процедур, допуск к торгам в связи с правительственными закупками, технические, санитарные нормы и т.д.

Решение этих и других вопросов будет зависеть уже от того, в каком статусе выступает республика-претендент на присоединение к ВТО -- как страна с рыночной экономикой или нет.

Дело в том, что для стран с нерыночной экономикой рядом государств были специально разработаны некоторые ограничительные меры, многие из которых введены по политическим соображениям (например, "Поправка Джексона-Вэника" к Торговому закону США 1974г., согласно которой предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации в торговле с США увязано с проблемой свободы эмиграции и прав человека). Часть подобных ограничений по торговому режиму продолжает применяться к экспорту Республики Беларусь ведущими развитыми странами, что является значительным препятствием на пути интеграции нашей страны в международную торговую систему, наносит значительный ущерб ее экономическим интересам. Имеются в виду специальные критерии для применения антидемпинговых мер, предусматривающие использование цен, существующих в третьих странах с рыночной экономикой, или искусственных цен, или даже внутренних цен страны-импортера на подобные товары.

Устранение дискриминационных положений законодательства ряда развитых стран является одной из сложнейших задач уже в процессе переговоров о присоединении Беларуси к ВТО. Именно на этом этапе будет определена та "цена", которую Беларусь должна будет заплатить за получение статуса члена организации.

ЯСНО, что защита внутреннего рынка и национального производства от иностранной конкуренции должна осуществляться средствами разумного протекционизма. То есть либерализация внешнеторгового режима, направленная на выравнивание хозяйственной деятельности отечественных и иностранных поставщиков товаров и услуг, обязательно подкрепляется и созданием приоритетных условий внутренним производителям для их выхода на зарубежные рынки.

Круг задач в связи с двуединством природы либерализации экономики и ее протекционизмом, выступающим как бы, образно говоря, вожжами этой свободы, исключительно широк. Это прежде всего предотвращение падения конкурентоспособности отечественной продукции, снижение себестоимости товаров, предназначенных для внешнего рынка, повышение эффективности экспорта и его экспансии, модернизация технологического оборудования в промышленности.

Опыт большинства развивающихся стран, перешедших от политики протекционизма к либерализации, от высокой степени защиты внутреннего рынка к селективной защите ограниченного круга товаров, подтверждает эффективность применения умеренных таможенных тарифов для поддержания и развития национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Нужно ли говорить, какое важное значение имеет определение пределов уступок на переговорах, условий, гарантирующих национальную экономическую безопасность. А она состоит, как известно, в минимизации потерь и ущербов, которые могут быть нанесены отечественному хозяйству воздействием мировой конъюнктуры и международной конкуренцией.

ПРИ вхождении Беларуси в мировой рынок особую значимость приобретает определение количественной оценки уровня экономической безопасности. Он может быть охарактеризован достаточно широким набором показателей, отражающих товарную структуру и географию внешнеэкономических связей, состояние торгового и платежного балансов, валютное положение страны и масштабы иностранной конкуренции на внутреннем рынке, степень диверсификации рынков сбыта и закупок и т.д. Влияние внешних негативных факторов, вызывающих как прямые, так и косвенные потери, будет свидетельствовать о состоянии экономической безопасности.

Конкретизация положений напрямую связана с антидемпинговыми мерами, субсидиями, техническими барьерами в торговле, системой лицензирования импорта (экспорта), оценкой таможенной стоимости товаров, торговлей правами интеллектуальной собственности, услугами. Подлежат рассмотрению также бартерные соглашения на предмет их обоснованности, отсутствия дискриминационных черт и сбалансированности.

В настоящее время в Национальном собрании находится на рассмотрении проект закона Республики Беларусь "О защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами", который полностью соответствует нормам и правилам ВТО.

Требуется обеспечить оптимальное сочетание свободы торговли и разумного протекционизма. Крайне важно в этой связи определить, хотя бы примерно, перечень продукции, которая должна и может производиться при любой конъюнктуре на мировом и внутреннем рынках, вне зависимости от конкурентной ситуации в стране. На базе такой классификации, вытекающей из структурной политики, можно было бы в перспективе строить соответствующий внешнеторговый тариф.

Проблема защитных мер лежит в основе торговой системы и ее дисциплины. Всякий раз, когда импорт создает проблемы для национального производства, какой бы ни была причина, и принимаются ли протекционистские меры, возникает вопрос об обоснованности принятия таких мер и об их законности. Ведь импорт может наносить ущерб по многим причинам: низкая конкурентоспособность в импортирующей стране, спад деловой активности, демпинг или субсидирование со стороны экспортеров, наличие слишком больших запасов товаров, нереальный валютный курс, ненормальные условия производства и т.д.

КАК известно, завершение первых раундов переговоров о присоединении Республики Беларусь к ВТО не сняло ряда принципиальных вопросов, касающихся количественной оценки последствий для экономики республики от вступления ее во Всемирную торговую организацию, учета интересов белорусских субъектов хозяйствования, оценки экономического эффекта в целом и возможностей для развития отраслей народного хозяйства в рамках свободного рынка, исходя из действующей системы управления производством.

А это не только меры эффективной защиты на внутреннем и международных рынках, но и меры по стимулированию и помощи экспортерам, государственная поддержка производителей конкурентоспособной продукции. В рамках этих подходов помощь государства может быть осуществлена как в форме прямой поддержки экспортоориентированных производств, так и льготного налогообложения, информационного обеспечения и создания развитой внешнеторговой инфраструктуры, помощи в проведении выставочной деятельности и т.д.

Но в соответствии с принципами ВТО, направленными на обеспечение равной конкуренции между субъектами международной торговли, стимулирование и поддержка экспортеров со стороны государства запрещается. В таких условиях помощь государства белорусским субъектам хозяйствования, производящим конкурентоспособную продукцию, будет связана со значительными трудностями. Любая поддержка государства на уровне государственных программ по развитию отраслей народного хозяйства потребует обоснования и согласования с ВТО. Особенно остро будут стоять вопросы в отношении поддержки производства сельскохозяйственной продукции.

Негативные последствия присоединения к ВТО, среди которых -- неизбежное перепрофилирование ряда производств, находящихся под тарифной протекцией государства, значительно меньше предоставляемых в рамках ВТО обширных возможностей для сбыта своей продукции, усиления безопасности крупных торговых сделок, участия в легитимном разрешении торговых споров.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by