$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Просроченное упрощение

11.09.2007

Упростить жизнь бизнеса до конца года, вопреки поручению главы государства, вряд ли получится. Подобный вывод можно сделать из выступлений представителей госорганов, прозвучавших на минувшей неделе в ходе заседания республиканского совета директоров БНПА. Темой обсуждения были меры по упрощению административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

«Мы прилагаем все усилия, чтобы к 1 декабря 2007 г. доложить главе государства, что работа завершена», — сообщил директор департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Лихачевский. — Хотелось бы уложиться в поставленные главой государства сроки». Однако надо быть реалистами, считает он, поскольку есть ряд объективных причин, которые тормозят процесс упрощения административных процедур. Объем работы, с которым столкнулись органы госуправления и предпринимательские объединения, оказался слишком большим. Рассмотреть потребовалось около 1,3 тыс. административных процедур госорганов и 5 тыс. нормативных актов, которые их регулируют.

Сомнение в том, что уложиться в сроки получится, выразил и председатель Совета по развитию предпринимательства в РБ министр статистики и анализа Владимир Зиновский. «Мы должны понимать, что работа не может быть завершена в этом году, если хотим ее сделать качественно. Возможно, это дело не одного года», — сказал он. По данным Совета по развитию, количество процедур около 2 тыс., а если глубоко разбираться с каждым действием госоргана, то их количество будет вдвое больше. По мнению В.Зиновского, упрощение процедур идет сложно, возможно потому, что в ней не принимают участие сами руководители госорганов. Поручения, как правило, перекладывают на заместителей, а те, в свою очередь, еще ниже. В итоге становится непонятно, кто рассматривает и упрощает процедуры. Продолжая свою мысль, В.Зиновский отметил, что поручение Президента упростить процедуры для бизнеса было дано на третьем Всебелорусском народном собрании в марте 2006 г. Рабочая группа при Совете Министров была создана в конце ноября, а необходимая законодательная база появилась только в конце августа нынешнего года (постановление Совмина от 27.08.2007 № 1102, см. Информбанк, с.2-3). «А мы хотим к 1 декабря закончить эту работу. Конечно, хотелось бы уложиться в срок, но мы же хотим не просто отчитаться, а глубоко проработать и принять конкретные решения по упрощению процедур».

Специальные аналитические группы из числа чиновников и представителей бизнес-ассоциаций, созданные в рамках правительственной комиссии по упрощению административных процедур под руководством вице-премьера Андрея Кобякова, изучили процедуры почти всех госорганов, за исключением облисполкомов и Мингорисполкома, прозвучала информация в ходе заседания. Уже подготовлены либо находятся в стадии согласования протоколы с рекомендациями по упрощению. Одобрены предложения по упрощению административных процедур МВД, Минлесхоза, МИДа, Минкультуры, Фонда соцзащиты населения Минтруда, Минторга, Госкомимущества, концерна «Белбиофарм». Кроме того, правительство поручило доработать протоколы аналитических групп по упрощению процедур Минсельхозпрода, Минстройархитектуры, Госстандарта, Минздрава, Минтранса, Минпрома, Минфина и Минсвязи. Сама же правительственная рабочая группа А.Кобякова третий месяц работает в жестком режиме: одно заседание в неделю, а при необходимости и чаще, сообщил А.Лихачевский.

При этом госорганы уже вносят в правительство проекты нормативных актов по упрощению административных процедур, отметил он. Постановлением Совмина от 27.08.2007 № 1102 установлен срок (о нем «ЭГ» рассказывала в № 62 за 21 августа) внесения предложений — 20 сентября. Это уже сделали Минкультуры, Минлесхоз и МИД. В ближайшее время это должны сделать Минторг, Госкомимущество, концерны «Беллегпром» и «Белнефтехим». Каждый госорган должен определить исчерпывающий перечень процедур, что не даст им возможности по своему усмотрению вводить дополнительные процедуры.

«Мы находимся еще в начале пути», — отметил А.Лихачевский, говоря о темпах упрощения. Как показала работа, есть еще целый ряд межведомственных многоступенчатых процедур, в которых задействованы многие госорганы. Их упрощение требует неоднократных переговоров заинтересованных сторон, чтобы учесть мнения всех. Кроме того, он напомнил, сколько было потрачено времени на упорядочение системы лицензирования в стране. Эта работа начиналась в 2000 г. и только в июле 2003 г. был принят Декрет Президента.

В этой кампании не стоит задача отказаться от всех имеющихся процедур и после этого вводить новые. Дана установка максимально пересмотреть их, а в случае назревшей необходимости отменить, чтобы снять нагрузку с субъектов хозяйствования. Условие, при котором процедуры могут остаться без изменений, — наличие четкого обоснования госоргана, пояснил директор департамента по предпринимательству.

Оценивая эффективность взаимодействия госорганов с предпринимательскими объединениями, он сообщил, что бизнес-союзы не были готовы выдать предложения по упрощению абсолютно всех процедур. По каждой из них необходимо изучить всю нормативную базу, причем не только документы, которые зарегистрировали в реестре Минюста, но и технические акты (ведомственные циркуляры, приказы). Эта работа кропотливая и требует большого терпения. Предложения, которые бизнес-союзы давали сразу, и те, на которые Минэкономики вынуждено было их не единожды выводить повторно, серьезно отличаются, отметил А.Лихачевский.

Процедуры, которые сейчас пытается упростить правительство, правильнее называть искусственно созданными барьерами для бизнеса, высказал мнение директор ООО «Столица» Владимир Бирюк. Основную их массу надо просто убрать, а оставшиеся должны стимулировать бизнес работать еще эффективнее, а не наоборот. Государство должно предоставить субъектам хозяйствования максимум свобод. По его мнению, сегодня для работы им вполне хватило бы и норм Гражданского кодекса.

Дмитрий ЕРМАК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях