$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРОЩЕ НЕ БЫВАЕТ

13.03.2007

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 9 марта 2007 г. подписал Указ № 119 «Об упрощенной системе налогообложения». Данный документ предусматривает совершенствование ранее установленного Законом от 31.12.1997 № 121-З «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства» (с изменениями и дополнениями) порядка налогообложения для малого бизнеса.

Указом № 119 расширен круг лиц, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения за счет увеличения предельной численности наемных работников с 15 до 100 человек и среднегодового размера валовой выручки до 2 млрд. рублей. Ранее Законом этот предел устанавливался в 5 тыс. базовых величин в квартал.

Отменяется система установления и уплаты патента, а также механизма авансовой уплаты налога по упрощенной системе налогообложения. Вместо этого Указом предусмотрено ежемесячное внесение налога по ставке 10% в бюджет исходя из фактического размера месячной выручки.

Субъектам, применяющим упрощенную систему налогообложения, предоставлено право уплачивать НДС в общем порядке с одновременным снижением в этом случае ставки налога по упрощенной системе до 8%.

Организации с численностью работающих до 15 человек, применяющие «упрощенку», смогут вести государственную статотчетность по упрощенной форме. Будет ли эта форма еще проще 1-МП — покажет время.

Пунктом 2 Положения об упрощенной системе налогообложения, утвержденного Указом № 119, установлено, что не вправе применять упрощенную систему организации и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары, производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, а также занимающиеся некоторыми видами деятельности. Кроме того, не смогут перейти на «упрощенку» плательщики единого налога для производителей сельхозпродукции и единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (последние — в части этой деятельности).

Особое внимание стоит обратить на п.17 Положения, согласно которому «упрощенцы», за исключением плательщиков НДС, а также унитарных предприятий и хозяйственных обществ, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, и хозяйственных обществ, в отношении которых государство, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности и ведут учет в книге учета доходов и расходов. Форма книги и порядок ее заполнения устанавливаются МНС, Минфином, Минтруда и соцзащиты, Минстатом.

Такой учет должен быть достаточным для исполнения обязанностей налоговых агентов, исчисления и уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в ФСЗН, учет расходов, производимых за счет средств этого Фонда; упрощенный учет стоимости чистых активов организации и стоимости паев членов производственного кооператива.

Информация, содержащаяся в такой книге учета, согласно Указу может использоваться при проведении аудита, при опубликовании согласно законодательству отчетности хозяйственных обществ, в иных целях. Разумеется, книга учета легко заменит «упрощенцам» регистры бухучета. Но удастся ли им заодно обходиться и без бухгалтерской отчетности — баланса, отчета о прибылях и убытках и т. д.? Ведь именно эта отчетность подлежит аудиту согласно Закону «Об аудиторской деятельности» и публикации в соответствии со ст.88 Закона «О хозяйственных обществах». Данный вопрос еще нуждается в дальнейшем разъяснении.

Пока же в п.17 Положения установлено, что выплата стоимости пая или выдача другого имущества выходящему из состава члену производственного кооператива, применяющего «упрощенку» и ведущего только книгу учета доходов и расходов, производится по окончании финансового года без утверждения бухгалтерского баланса. Надеемся, что выбывающих участников при этом не обсчитают.

Плательщики НДС, применяющие упрощенную систему, а также организации, указанные в абзаце 3 п.6 Положения, ведут бухучет и отчетность в установленном порядке.

П.18 Положения предусматривает, что «упрощенцы» осуществляют ведение кассовых операций в порядке, установленном законодательством. Заметим также, что Указ не избавляет и от обязанности оформлять надлежащим образом первичные учетные документы, прежде всего накладные и иные бланки строгой отчетности. А это в Беларуси, если судить по размерам санкций, иной раз поважнее учетных регистров и баланса.

Возможность перехода на упрощенную систему налогообложения будет предоставляться с начала календарного года. Исключение сделано для вновь созданных субъектов хозяйствования и переходящих на эту систему в 2007 году.

Лица, желающие перейти на упрощенную систему, должны с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором они претендуют на применение указанной системы, представить в инспекцию МНС заявление установленной формы, содержащее информацию о размере валовой выручки за первые 9 месяцев текущего года, а также о средней численности работников организации за каждый месяц. Порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления о применении упрощенной системы остался таким же, как в Законе. Интересно, что только 7 марта в НРПА было зарегистрировано постановление МНС от 19.02.2007 № 37, которым утверждены формы налоговой декларации (расчета) по налогу при упрощенной системе налогообложения, патента на право применения «упрощенки» и иных документов. Теперь придется принимать новые инструкции — Указ вступает в силу с 1 июля 2007 г.

Прекращение применения упрощенной системы будет осуществляться в случае превышения установленных критериев средней численности работающих и (или) валовой выручки, а также по собственному желанию субъекта хозяйствования. Лица, отвечающие условиям применения упрощенной системы налогообложения, определенным в Указе, и использующие в 2007 году до его вступления в силу упрощенную систему налогообложения, вправе продолжить ее применение на условиях, предусмотренных в Указе.

Претендентам лучше заранее оценить перспективы своего развития. Ведь согласно подп.2.5 Указа неправомерное использование «упрощенки» влечет применение мер ответственности, предусмотренных законодательными актами за неуплату или неполную уплату налогов и сборов.

В целях создания предпосылок для дополнительной активизации предпринимательской деятельности в сельской местности и малых населенных пунктах Указом предусмотрено установление пониженных ставок налога для субъектов хозяйствования, зарегистрированных и работающих в сельских населенных пунктах, преобразованных (подлежащих преобразованию) в агрогородки, а также в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тысяч человек, перечень которых утверждается Правительством по согласованию с Президентом.

Здесь предусматривается понижение ставки налога при применении упрощенки до 5% — без уплаты НДС и до 3% — с уплатой НДС. Такая льгота направлена на стимулирование развития производства, сферы услуг, социальной инфраструктуры в указанных населенных пунктах и в целом на повышение уровня жизни проживающих в них граждан. Но воспользоваться данной льготой можно будет только при соблюдении условий, перечисленных в п.12 Положения.

Для «упрощенцев» сохраняется общий порядок уплаты налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию РБ, госпошлины, регистрационных и лицензионных сборов, оффшорного и гербового сбора, налога на приобретение автомобильных транспортных средств, обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд соцзащиты, НДС, за исключением организаций со средней численностью работников за каждый месяц не превышающей 15 человек, и индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки составляет не более 450 млн. Br; а также свыше 450 млн. Br, но не более 1 500 млн. При этом п.8 Положения обязывает «упрощенцев» исполнять установленные законодательством функции налоговых агентов, в т.ч. по удержанию налогов при выплате зарплаты и иных доходов.

Заметим, что до сих пор «упрощенка» не пользовалась широкой популярностью у малого бизнеса. Возможно, теперь ситуация изменится. Напомним, что Указом Президента от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» с учетом изменений, внесенных в него Указом от 29.12.2006 № 760, введены ограничения для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с привлечением труда наемных работников (с 1 января 2008 г. предприниматели смогут использовать труд только членов семьи и близких родственников в количестве 3 человек).

В связи с этим в комментарии пресс-службы главы государства отмечается, что «реализация положений, предусмотренных принятым Указом № 119, предоставит индивидуальным предпринимателям возможность перехода к осуществлению своей деятельности в более цивилизованной организационно-правовой форме — юридического лица». Добавим, что для достижения такого статуса нашим бизнесменам придется изыскать средства на организационные расходы по открытию фирмы и в дальнейшем — по управлению ею. Причем все эти расходы так или иначе лягут на себестоимость и будут оплачены покупателями товаров и услуг этих предприятий. Остается надеяться, что по мере роста благосостояния наших граждан такая плата за приобщение к цивилизации не окажется слишком обременительной…

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях