$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Проще, меньше, логичнее

14.04.2009

В последнее время много говорится об упрощении бухучета и сокращении документооборота. Но упрощение каждая структура понимает по-своему. Бизнес-сообщество ждет не деклараций о намерениях, а действий, которые на практике докажут свою целесообразность и пользу для субъектов хозяйствования. И уж, конечно, не принесут, как это порой бывает, дополнительных проблем. О последних рассказывает председатель общественного объединения предпринимателей Могилевской области Татьяна КОЗЛОВСКАЯ.

В хозяйственной деятельности сегодня есть немало улучшений. Однако некоторые вопросы бухучета и налогообложения из-за несовершенства существующей законодательной базы остаются нерешенными.

Например, очень привлекательна норма Указа Президента от 9.03.2007 № 119 (далее — Указ № 119), освобождающая организации и ИП, применяющие УСН без уплаты НДС и ведущие учет в книге доходов и расходов, от обязанности ведения бухучета и отчетности. Но при этом не указано, что если учет не вести, то потом, в случае перехода на общий порядок налогообложения, его придется восстанавливать.

Например, в I квартале 2009 г. к нам стали обращаться с просьбой помочь составить бухгалтерский баланс за прошлый год организации, которые в январе-июне применяли УСН и пользовались упомянутыми книгами. Затем пришлось вернуться к общему порядку налогообложения, но выйти на начальные и конечные остатки по счетам им оказалось не под силу. А бухгалтерскую отчетность за 2008 г. надо сдавать в полном объеме.

Сегодня нет документа, который бы регламентировал порядок перехода с УСН без ведения бухучета на его ведение на общих основаниях. Вот и возникла проблема у бизнеса, о решении которой не говорит ни один нормативный документ. Остается восстанавливать бухучет. Спрашивается, зачем такое упрощение, которое сейчас требует финансовых и временных затрат у таких организаций?

Предложенные постановлением МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты и Минстата от 19.04.2007 № 55/60/59/38 формы книг не позволяют вести хоть какой-нибудь упрощенный учет активов и пассивов организации, который позволил бы безболезненно перейти с УСН на общий порядок налогообложения. Зато есть целый ряд не нужных пользователям регистров. Думаю, они и налоговикам-то ни к чему. А вот книг, которые давали бы информацию о деятельности организации и объектах учета, не оказалось.

Пример тому — метод расчета валового дохода по реализованным товарам при применении УСН. Он гораздо сложнее, чем тот, который применяют организации, ведущие бухучет на общих основаниях. Никто и не подумал о том, как будет рассчитываться валовой доход при переходе с УСН на общий порядок налогообложения. Законодатель в целях достижения единообразия в ведении учета не счел нужным предложить методику расчета наценки, используемой на предприятиях, ведущих бухучет на общих основаниях, которая гораздо проще и никак не связана с расчетами за полученный товар. Получается, чтобы что-то упростить, надо сперва это усложнить, а потом мужественно преодолевать проблемы, которые сами себе и создали.

ДРУГАЯ, не менее важная проблема, — это применение Инструкции о порядке ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями, утв. постановлением МНС и Минфина от 20.04.2006 № 50/45. Хотя в этот документ не раз вносились поправки, в нем до сих пор не решены некоторые проблемы. Казалось бы, учет у ИП должен быть предельно простым. Но его можно усложнить хотя бы тем, что на затраты при налогообложении можно принять только те расходы, которые оплачены поставщикам. Даже стоимость реализованных товаров нельзя учесть при исчислении подоходного налога, если этот товар еще не оплачен поставщику. А что делать при большом ассортименте товаров, который частично оплачен или будет оплачен в будущем? Пусть бы разработчики инструкций попробовали пользоваться ими на практике!

Недаром же метод начисления в мире считается одной из основ бухучета. Но у нас получается, что, формально выведя ИП из сферы действия Закона «О бухгалтерском учете и отчетности», законодатели создали для них весьма сложную и запутанную, а главное, методологически не сбалансированную систему ведения учета. Неужели опять-таки, если что-то и упрощается, нечто обязательно нужно усложнить. Даже опытные бухгалтеры без энтузиазма берутся за ведение бухучета у ИП, потому что ряд норм его существенно затрудняет. Отсутствие двойной записи, плана счетов ситуацию не меняет — без них только сложнее вести учет затрат и активов, предписанный законодательством.

Нельзя умолчать и об учетных регистрах. Не секрет, что книгу учета товаров «единщики»-ИП зачастую заполняют только перед проверкой (и пишут там нередко лишь бы что). Это неудивительно — сама по себе она им не нужна. Кроме требований законодательства и угрозы штрафных санкций существование этого регистра объяснить нечем. Может быть, пора сокращение документооборота поставить в зависимость от пользы, приносимой каждой бумагой, и затрат времени, сил, а порой и денег, на их заполнение?

Говоря об упрощенном ведении бухучета, в первую очередь нужно заняться сокращением нормативных документов, его регламентирующих. Ведь их тысячи, и к каждому нужны комментарии и разъяснения!

Не случайно по любым новшествам законодательства в инспекциях МНС невозможно получить оперативную консультацию. Ведь тамошним специалистам самим нужны пояснения. Возникает вопрос: на каком же языке и для кого пишутся инструкции, что даже работники контролирующих органов не в состоянии в них разобраться? Что же тогда требовать от бухгалтера, а тем более вчерашнего ИП, который вынужден создать ЧУП и, возглавив его, пытается вести такой «простой» учет?

ЕЩЕ одна проблема, которая беспокоит не только бизнес, но и налоговые органы, — это сдача помещений в аренду индивидуальным предпринимателем, который не может стать на учет в своей ИМНС для уплаты налогов на землю и недвижимость за используемые для предпринимательской деятельности объекты недвижимости. Если их у ИП несколько в разных районах города, то он вынужден становиться на учет в ИМНС по месту нахождения каждого объекта по всему городу, чтобы каждая районная инспекция могла рассчитать налоги на имущество, находящееся на их территории. Это ли упрощение налогового законодательства, о котором сейчас говорится?

Поэтому национальная платформа бизнеса Беларуси призывает не принимать новые нормативные документы второпях, а тщательно рассмотреть все нюансы, оценить последствия нововведений. В результате можно надеяться на общественное согласие в ключевых вопросах упрощения налогового законодательства.

Бизнес-сообщество заинтересовано в том, чтобы налоги платились надлежащим образом и наша экономика процветала. Одним из условий для этого является четкая, понятная, доступная, продуманная законодательная база, которая без проблем применяется на практике. А создать ее можно лишь в результате тесного сотрудничества бизнес-сообщества с законодателями на стадии разработки нормативных правовых актов, а не после того, как они вступили в силу.