$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Проще — есть куда

24.08.2007

Кампания по упрощению административных процедур, которую проводят госорганы в отношении субъектов хозяйствования, затянулась и пошла по второму кругу (см. «ЭГ» № 62). Чиновники говорят, что упрощать нечего. Представители бизнеса с ними не согласны. Кто из них прав? Вместе с председателем Ассоциации туристических организаций Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М. С. Кунявского, директором туристической компании «Весь мир» Владимиром БУЛАТОВЫМ «ЭГ» исследовала, что и почем администрируют госорганы при создании туристической организации.

Создание туристической компании, как, впрочем, и любой другой, начинается с поиска офиса и заключения договора на аренду. Затем разрабатывается учредительный договор и устав (это будет стоить 150-200 USD), создается уставный фонд (для общества с ограниченной ответственностью требуется 1600 EUR), согласовывается в местной администрации название будущего детища. Собрать все эти документы, если повезет, можно за неделю, нет — за месяц управишься, рассказывает В. Булатов.

Сама регистрация фирмы в исполкоме обойдется юрлицу в 60 EUR, ИП — 6 EUR и займет не меньше месяца — таков срок рассмотрения документов. Таким образом, общая сумма затрат составит около 290 USD плюс оплата за аренду офиса и расходы на нотариальное заверение документов.

«Новоиспеченную» компанию надо быстро поставить на учет в налоговую и банк, зазеваешься — получишь штраф. Туристическое сообщество очень надеется на внедрение принципа «одного окна», при наличии которого исполком будет сам направлять документы дальше по назначению.

Денег будет стоить открытие в банке расчетного счета (одна базовая величина) и изготовление печати, на что уйдет еще недели две-три. Оборудование офиса потребует минимум 2000 USD. Придется также обзавестись кассовым аппаратом (порядка 200 USD), поставить его на учет по обслуживанию (ежемесячно 15 тыс. Br) и зарегистрировать в налоговой. С аппаратом, если все делать оперативно, придется повозиться еще неделю.

Затем туристическая компания должна получить лицензию (раз в 5 лет). Это займет больше месяца и «прохудит» кошелек еще на 100 EUR. Требуемый при этом перечень документов не малый: копии учредительных документов (устав, учредительный договор), свидетельство о госрегистрации ИП или юрлица, справка из налоговой о подтверждении постановки на учет, чек на уплату лицензионного сбора, копия договора на аренду помещения, а также договор о сотрудничестве с иностранным партнером. Кроме этого, необходимо подтвердить наличие у руководителя и его сотрудников профильного образования и стажа работы в туризме.

Наряду с этим компании следует обзавестись сертификатом соответствия на оказание туроператорских или турагентских услуг либо обоих сразу. Причем здесь перечень документов значительно длиннее, нежели при лицензировании, — 24 пункта. «Если фирма готова к работе, то получить сертификат за месяц реально, нет — то за два. Если у вас нет друзей-коллег, которые могли бы поделиться опытом и наработками, этот процесс и на полгода может затянуться», — говорит директор турфирмы.

Обойдется сертификат минимум в 750 тыс. Br. Стоимость его рассчитывается исходя из количества времени, затраченного сертифицирующими органами на работу с турпредприятием. Органов этих три: Национальное агентство по туризму, Институт недвижимости и оценки, Институт сертификации и стандартизации. Причем надолго забыть об этой процедуре не получится: сертификат нужно подтверждать ежегодно. Если никаких изменений в деятельности компании не произошло, каждый год будет уходить на сертификацию по 150 USD, если появился хоть один новый маршрут, то 250 USD и выше. «На эти деньги можно обновлять технику, оборудовать офис для повышения качества обслуживания, что особенно важно в средних и малых городах. Кроме финансовых затрат, масса времени уходит на оформление различного рода бумаг, что также снижает экономическую эффективность ведения бизнеса. У наших соседей — в Литве, Польше и Украине — сертификации туруслуг вообще нет», — сетует глава компании «Весь мир».

Сделать сертификацию добровольной — таково предложение Ассоциации туристических организаций. Во-первых, это самая сложная процедура из всех, существующих в отрасли. Во-вторых, все субъекты хозяйствования говорят о ее бессмысленности. Получается такая картина. Турфирма в своем офисе оформляет туристу путевку в санаторий, скажем, на 21 день, где и проходит основная часть тура, от которой зависит качество отдыха — размещение, питание, лечение, оздоровительные и экскурсионные услуги, работа обслуживающего персонала, безопасность и т. д. При этом все перечисленные услуги сертифицируются в добровольном порядке, а точнее не сертифицируются вовсе. Возникает вопрос: что тогда сертифицируют турфирмы? Требования к офису и персоналу и без того определены в документах по лицензированию. Причем, утверждают представители туристических компаний, главным экспертом качества их услуг выступает потребитель. Нравится обслуживание — купит тур, нет — не поможет никакой сертификат.

Процедуры лицензирования и сертификации дублируют друг друга, считает руководитель Ассоциации, и «накладны» не только для субъектов хозяйствования, но и для государства. Первые несут двойные затраты из-за необходимости их получения, второе — на содержание аппарата госслужащих, проверяющих соблюдение законодательства.

Еще одна требующая упрощения процедура, по мнению В.Булатова, по приобретению и заполнению ваучера. Сегодня ваучер стоимостью в 1 EUR выдается каждому туристу. Однако получить его можно не быстрее, чем через неделю. Сначала нужно направить запрос в налоговую службу с обоснованием необходимого количества ваучеров и только после того, как там дали «добро», ехать за ними в Национальное агентство по туризму. А что делать, если осталось, к примеру, 10 ваучеров, а тут неожиданно свалилась группа из 12 человек? Поэтому эксперты турбизнеса и предлагают Минспорта утвердить типовую форму договора и ваучера и позволить турфирмам печатать их самим на компьютере, а не покупать у других.

Туристические компании предлагают также сократить перечень документов, необходимых для получения лицензии. «Зачем предоставлять копию договора с иностранным партнером об организации приема интуристов, если это не снимает обязанности с турфирмы заниматься въездным туризмом», — замечает собеседник «ЭГ».

Как видим, чтобы только войти в бизнес нужно заплатить минимум 3000 USD (для ИП) и 5700 USD (для юрлиц), потратить около полугода и пройти три крупные процедуры, требующие от предпринимателей сбора увесистых пакетов документов и совершения множества «подпроцедур». Может, все-таки что-нибудь упростить? Глядишь, и вклад туризма, освобожденного от гнета разрешений и согласований, в ВВП страны возрастет.

Инесса ГЕРМАНЧУК