$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Транспорт

Прощай и здравствуй, российский автопром

01.08.2008

В прошлом году белорусы приобрели 17 678 новых автомобилей, произведенных в Западной Европе, США, Японии, Корее… При этом российских машин, которые еще лет 15-17 назад господствовали на наших дорогах и которые мы по-прежнему не относим к «иностранкам», продано в несколько раз меньше. Однако вскоре ситуация может вновь измениться — в России создается целый ряд производств по сборке иномарок.

На первое место по продажам в Беларуси вышел брэнд «Volkswagen», который завоевал 19,7% рынка. Вслед за ним «отметились» «Toyota» с 11,3% и «Daewoo» с 7%.

По количеству проданных за пять месяцев 2008 г. новых машин в республике вновь лидирует VW — более 1000 единиц. Это лидерство легко объяснимо. Цены на машины установлены в USD, в то время как авто большинства других марок продаются за EUR. Такая политика оказалась весьма дальновидной, поскольку уже почти год стоимость новых автомобилей Volkswagen практически не меняется. Кстати, как сообщили «ЭГ» в компании «Атлант-М», 80-85% всех новых иномарок в республике покупаются в кредит.

А вот у тех, кто реализует российские авто, дела шли далеко не так блестяще. Новых машин Волжского автозавода в прошлом году было продано немногим более 5 тыс. штук (всего в Беларуси зарегистрировано свыше 376 тыс. автомобилей «Жигули», причем многие из них давно не эксплуатируются). По словам официальных дилеров, продажи продукции «ВАЗа» хоть и не снижаются, но и не растут. Ее основные покупатели — государственные структуры и жители регионов, привыкшие к такой технике. Привлекают в ней простота ремонта, доступность запасных частей и «подъемные» цены (одни и те же детали к иномаркам и к «Жигулям» могут различаться по цене в 10 и более раз).

Невелики и продажи автомобилей марки «ГАЗ» — в Беларуси «Волги» и «Газели» тоже с трудом находят своего хозяина. Их приобретают в основном государственные коммунальные предприятия — из-за простоты ремонта, дешевизны и относительной надежности подвески. За пять первых месяцев этого года в республике зарегистрировано всего несколько сотен новых автомобилей марки «ГАЗ».

Впрочем, устаревшие модели вскоре заменит более конкурентная продукция российских сборочных производств, с конвейеров которых к нам пойдут популярные авто. Сегодня в России около десятка таких предприятий. Это «Автофрамос» в Москве, производящий Renault Logan, ТагАЗ в Таганроге (Hyundai), СП «GМ-АвтоВАЗ» в Тольятти, который выпускает «Шеви-Ниву» и Chevrolet VIVA. Кроме этого, существуют еще заводы в Ижевске, Набережных Челнах, Калининграде, с конвейеров которых сходят автомобили марок BMW, GM, KIA, CHERY общим количеством до 150 тысяч штук в год и другие. Японские концерны Mitsubishi и Suzuki, французский Peugeot-Citroen, китайские производители внедорожников Great Wall ведут с российским правительством переговоры о строительстве на территории страны новых крупных предприятий. Планируется, что к 2010 г. в России будет действовать как минимум 14 полноценных сборочных производств, выпускающих 26 зарубежных моделей авто.

Скорее всего, именно продукцией этих предприятий и будет в будущем «прирастать» белорусский автопарк. По информации Управления ГАИ МВД, сейчас у граждан и частных фирм нашей страны порядка 2,1 млн. «легковушек», а всего в Беларуси — более 3 млн. автомобилей.

Эдуард ТРОШИН