Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
02.07.2004 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пропавшие вклады:

есть варианты их возврата
есть варианты их возврата

Опыт соседних стран (Украины, России), где государство взяло на себя обязательства по восстановлению и сохранению ценности денежных сбережений по вкладам, размещенным в банках в период до 1 января 1992г., воодушевил наконец и руководство нашего отечества. Практически одновременно стали известны детали двух проектов документов, призванных вернуть населению сбережения, безжалостно съеденные инфляцией в начале 90-х. Речь идет о проекте указа Президента РБ "О дополнительной компенсации обесценения вкладов и облигаций целевого беспроцентного займа 1990г. на приобретение товаров длительного пользования (ценных бумаг)" и законопроекте "О восстановлении и защите сбережений граждан", внесенном депутатом В.Новосядом.

Оба документа достаточно амбициозны. К примеру, проект закона, предполагает восстановить сбережения граждан, помещенных на вклады в Сберегательный банк и в организации госстрахования РБ до 1 января 1992г., а также - в облигации Государственного целевого беспроцентного займа 1990г., не выкупленные государством. По мнению автора проекта, механизмом восстановления вкладов может быть индексация их остатков на 1.01.1992г. с применением коэффициента 1 к 2000. Аналогичным образом предлагается выкупать у граждан непогашенные облигации займа 1990г. Сумма гарантированных сбережений граждан, превышающая 1 млн. BYR с согласия вкладчика, может погашаться ценными бумагами РБ. По желанию выплата восстановленной стоимости сбережений может быть произведена принадлежащими государству акциями приватизированных предприятий или путем проведения взаимозачетов по подоходному налогу при представлении деклараций.

Для этого нужно до 1 декабря 2004г. провести инвентаризацию по всем видам вкладов и страхования граждан; включить в республиканский бюджет на 2006г. отдельной строкой расходы на компенсационные выплаты по сбережениям; до 1.01.2006г. открыть специальные счета для начисления на них восстановленных сумм вкладов; до 1.01.2005г. внести в парламент порядок погашения компенсационных сумм.

Ознакомившись с законопроектом, правительство поручило специалистам ведущих экономических ведомств просчитать, во что обойдется его реализация. Оказалось, в 46 трлн. руб. Для сравнения: годовой бюджет страны пока не достигает 15 трлн. руб. (без учета средств ФСЗН). Указав на некорректность предложенного подхода, сотрудники министерств предложили альтернативные варианты восстановления сбережений населения. Эти расчеты в ближайшее время будут представлены главе государства вместе с комплексом мер, разработанным для проекта соответствующего указа. Принятый подход - индексация средств должна производиться исходя из показателей индекса потребительских цен (ИПЦ) с учетом двух деноминаций. Как помним, с декабря 1991г. по декабрь 1995г. рост потребительских цен составил 24647,5 раза, а в декабре 2003г. относительно декабря 1995г. - 115,2 раза. Начальный объем средств, подлежащих компенсации, - 22949 млн. советских рублей. С учетом индексации на инфляцию и деноминаций объем средств по состоянию на декабрь прошлого года, необходимый для возврата гражданам, - 6,5 трлн. BYR. Столько денег ежегодно следовало бы изыскивать на протяжении 7 лет в случае реализации проекта, предложенного депутатом Новосядом. Поразмыслив над этим, правительство намерено ориентироваться на другой расчет - специалистов АСБ "Беларусбанк". Согласно ему объем денежных средств, на которые должна быть начислена дополнительная компенсация, - 31,8 млрд. руб. (сумма начисленной компенсации по Указу от 21.04.1998г. № 229 по состоянию на 1.01.1996г.).

С учетом ИПЦ декабря 2003г. к декабрю 1995г. расчетная сумма дополнительной компенсации за период с 1.01.1996г. до 1.01.2004г. составляет 3,7 трлн. руб. Много это или мало? Применительно к конкретному частному вкладу в размере 10 тыс. руб., размещенному в Сбербанке в 1990г., расчетная сумма дополнительной компенсации на 1.01.2004г. - 3 млн. руб.

Это гораздо больше того, что начисляется сегодня по действующему Положению о порядке начисления компенсации вкладчикам и владельцам ценных бумаг, утвержденному совместным постановлением Совмина и Нацбанка от 19.06.1998г. № 972/18. В соответствии с этим документом, на те же 10 тыс. руб. сумма компенсации по состоянию на 1.01.1996г. составляет 26443 руб., а с учетом начисленного дохода по ставке до востребования по 2004г. - 46152 руб., что в долларовом эквиваленте на начало года - 21,4 USD. Это значит, что проводимая до сих пор компенсация ничтожно мало возмещала инфляционные потери населения. Из-за того что выплачиваемые в соответствии с Указом № 229 суммы компенсаций не восстанавливают реальной стоимости сбережений, граждане не проявляют и заинтересованности в ее получении. По данным АСБ "Беларусбанк", более чем у 80% вкладчиков сумма компенсации составляет по10 тыс. руб. и менее. В связи с этим выделяемые государством средства не осваиваются. Несмотря на то что с 2002г. сняты все ограничения на получение компенсаций, неиспользуемый остаток средств специального государственного фонда компенсации сбережений населения составил на 1.06.2004г. более 5 млрд. руб.

Разрабатываемые варианты дополнительной компенсации сбережений населения сохраняют шанс быть более востребованными. Однако единовременное погашение обязательств государства, признают авторы расчетов, невозможно, сумма необходимой дополнительной компенсации  за период с 1996 по 2004гг. - 3,7 трлн. руб.

Основными источниками дополнительной компенсации средств населения призваны стать: рационализация госрасходов и перенаправление высвобождающихся сумм на компенсационные выплаты; денежная компенсация из средств, вырученных от продажи объектов госсобственности; заимствование средств на рынке через выпуск государственных ценных бумаг.

Разработка механизмов получения денег из всех потенциальных источников заставила специалистов задуматься над возможностью переоформления суммы компенсации во внутренний долг и выпуском правительством долгосрочных долговых обязательств. Эти бумаги, скорее всего, будут беспроцентными, индексируемыми на размер ИПЦ до момента погашения. А первые компенсационные выплаты могут последовать уже в следующем году. По укрупненной оценке, срок погашения государственных ценных бумаг составит 20-30 лет. В  этом  случае  ежегодно потребуется изыскивать до 214 млрд. руб. плюс сумму индексации. Последняя будет возрастать с 14 - 21 млрд. в 2005г. до 249 и 268 млрд. руб. соответственно в 2024 и 2033гг.

Возможность обращения государственных долговых обязательств на вторичном рынке позволит гражданам досрочно переводить их в денежные средства. Предполагается, что покупку обязательств разрешат банкам и предприятиям, а суммы компенсаций не будут облагаться подоходным налогом.

Остается пожелать, чтобы задуманный проект дополнительной компенсации сбережений не был дискредитирован представлением о том, что в поиске источников его финансирования хороши все средства, включая конфискацию "незаконно построенной" недвижимости. Эксперты отмечают, что такие меры угрожают ростом социальной напряженности, оттоком капитала из страны. Бесперспективным названо также предложение поддержать проект кредитной эмиссией Нацбанка. Практика такого кредитования в 1996-2003гг. свидетельствует о том, что осуществлявшаяся таким образом компенсация вкладов населения оказалась неэффективной из-за раскручивания инфляционной спирали и не решила проблемы.

Задуманная акция возмещения потерь населения от инфляции может иметь позитивный эффект при условии, что сумма полученной конкретным лицом компенсации будет адекватна покупательной способности обесценившихся сбережений. В противном случае - вызовет негативную реакцию населения, отмечают аналитики.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by