Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
27.04.2012 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ©

Проект программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года подтвердил амбициозные планы отечественной промышленности. Правда, данный документ, как и предшествующая концепция (см. «ЭГ» №№ 21, 25), все еще вызывает массу вопросов у делового сообщества.

Проект программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года подтвердил амбициозные планы отечественной промышленности. Правда, данный документ, как и предшествующая концепция (см. «ЭГ» №№ 21, 25), все еще вызывает массу вопросов у делового сообщества.

Подготовленный Минэкономики текст программы вобрал и расширил вызовы перед отечественной промышленностью, обозначенные концепцией. Отмечается, что в последние годы на фоне темпов роста промышленного производства и экспорта, опережающих среднемировые, обострились противоречия между динамикой качественных и количественных показателей. В числе причин называется неэффективная государственная поддержка. Ежегодно она оказывалась в объеме более 2 трлн. Br бюджетных средств, а ее потребителями зачастую становились неконкурентоспособные организации государственной формы собственности. Это консервировало устаревшую структуру экономики, препятствовало прогрессивным отраслевым сдвигам и увеличивало суммарные непродуктивные затраты. За 2006–2010 гг. темп роста инвестиций в основной капитал в промышленности превысил темп роста производства продукции на 74 процентных пункта (п.п.). По результатам 2011 г. среди 44 государств ОЭСР и Европы Беларусь заняла 19-е место по уровню материалоемкости и 7-е — по импортоемкости, а потребление топливно-энергетических ресурсов на 1000 USD ВВП у нас было в 1,2–2,6 раза выше, чем в развитых странах.

По мнению авторов программы, дополнительным фактором риска является низкая диверсификация внешнеторговых рынков (в 2011 г. более 70% товарного экспорта пришлось лишь на 5 стран), а также тот факт, что 56% экспорта обеспечили 7 товарных позиций, в т.ч. нефть и нефтепродукты — 34,4%, калийные удобрения — 8,3%, черные металлы — 3,1%. Еще один дисбаланс — высокая концентрация производства: 60% валового выпуска дают 100 предприятий из более чем 12 тыс. действующих в республике.

Для исправления ситуации предлагается ряд многообещающих мер. Могут быть изменены принципы субсидирования организаций, с тем чтобы сделать госфинансирование равнодоступным для субъектов всех форм хозяйствования на конкурсной основе. В 2012–2013 гг. намечено преобразовать в ОАО около 40 РУП, акции которых впоследствии будут предложены инвесторам. Предполагается, что малые и средние предприятия можно будет приобрести на открытых конкурсах или аукционах, а в отношении крупных — используют длительный приватизационный цикл с возможным предоставлением инвесторам земельных участков и последующей продажей контрольных пакетов акций. В рамках механизмов государственно-частного партнерства капитал сможет найти себе применение в энергетике, добыче полезных ископаемых, производстве строительных материалов, конструкций и продуктов питания. Прогнозируемой обещают сделать макроэкономическую политику, в интересах инвесторов развитие получат антимонопольное регулирование, фондовый рынок, лизинг, завершится переход на международную систему бухгалтерской и финансовой отчетности, появятся новые налоговые льготы.

Одна из высоких целей — обеспечить опережающее развитие высокотехнологичных секторов экономики, преимущественно V и VI технологических укладов. Их субъектам предлагается дать дополнительные льготы по налогу на прибыль, безвозмездно или на льготных условиях предоставить земельные участки, субсидировать обучение и повышение квалификации специалистов. Нашли авторы проекта программы и применение различным ветвям отечественной науки.

Так, академическая наука, по их мнению, должна заниматься интеграцией ученых и предвосхищать перспективы мирового развития, вузовская — готовить кадры для инновационных предприятий, отраслевая — результаты исследований переводить в практическую плоскость. Развитие промышленно-ориентированной науки видится посредством создания собственных научных структур на крупных предприятиях. Для этого предлагается включить различные институты в структуру создаваемых в Беларуси промышленных холдингов.

Однако у деловой и научной общественности страны сохраняются сомнения, что обозначенные институциональные реформы будут выполнены достаточно оперативно и в должном объеме, а внешнеэкономические условия сложатся такими, какими их представляют авторы программы. Тема массовой приватизации — ключевого аспекта институциональных реформ — для белорусских властей носит особенно болезненный характер, а потому постоянно откладывается. Некоторые из реформ, вроде усиления антимонопольного регулирования и развития фондового рынка, до сих пор носили половинчатый характер и были далеки от признанных в мире стандартов. Иные — как предоставление малым предприятиям не менее 10% госзаказа — впустую муссируются не первый год. А отдельные, к примеру развитие венчурного финансирования, в понимании белорусских чиновников и вовсе приобретают диковинный характер. Авторы проекта программы предлагают распространить госгарантии на высокодоходные венчурные облигации. С учетом опыта западных стран, где 9 из 10 рисковых венчурных проектов терпят крах, применение предложенного механизма скорее всего принесет гарантированные расходы государственной казны.

Проект программы, как и предшествовавшая ей концепция, не содержит сколько-либо значимого анализа внешнеэкономических рисков для отечественной промышленности. Предполагается, что благоприятные условия для экспорта будут сформированы соглашениями с другими региональными блоками и отдельными странами. При этом создание общего рынка ЕЭП и перспективы ослабления тарифной защиты после вступления России в ВТО оцениваются абстрактными фразами о растущей конкуренции. Обращает на себя внимание и то, что планы по максимуму использовать статут Беларуси как сборочного цеха ЕЭП конфликтуют с массовым открытием сборочных производств в России.

Наконец, в программе нет четких ответов на вопрос, где взять 55–60 млрд. USD, необходимых для ее реализации. По мнению представителей правительства, найти часть этих средств должны белорусские бизнес-союзы. Такое заявление было сделано в ходе недавнего обсуждения проекта программы на собрании Конфедерации промышленников и предпринимателей (нанимателей). Видимо, в случае возможного недостижения грандиозных планов промышленности виновных тоже будут искать среди тех, чьи мнения даже не были в должной мере учтены на различных этапах подготовки программного документа.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений