$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Промышленность. НА ТРАВЕ ДРОВА©

27.10.2015

на дворе — модернизация деревообработки

В затянувшейся на 8 лет модернизации белорусских деревообрабатывающих предприятий наступает новый этап. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 22 октября провел совещание, на котором рассматривалось выполнение ранее данных поручений. Подобный разговор на этом уровне предложено считать последним. Но ответ на вопросы — какой результат вложения немалых средств и что делать дальше — по-видимому, будет получен еще не скоро.

Глава государства объяснил необходимость модернизации отрасли стратегическими ориентирами развития. Стратегия заключалась в том, чтобы структурно реформировать нашу экономику, чтобы удельный вес производимой реализованной продукции на внутренний и внешние рынки был связан с собственным сырьем, чтобы избежать сырьевой зависимости от других стран, как это случилось в иных отраслях. По мнению Президента, «это и есть как раз структурная реформа».

«Тогда мы взялись за деревообработку и сельское хозяйство, поскольку для деревообработки — свой лес, который мы, к сожалению, до сих пор, по-моему, не весь, даже спелый лес, успеваем переработать, он перестаивает. А сельское хозяйство — это земля и наши люди», — отметил глава государства. К тому же эти отрасли создавались не на пустом месте, в Беларуси имелись хорошие специалисты и хорошие школы. «Но поскольку в последние годы существования Советского Союза и в годы лихолетья мы существенно разрушили экономику, в т.ч. и деревообработку, терпеть дальше такое состояние мы не могли. Поэтому пошли на соответствующее реформирование этой отрасли», — сказал белорусский лидер.

Заметим, со времен лихолетья 90-х до появления Указа Президента от 18.10.2007 № 529 «О некоторых мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности» прошло немало времени. Некоторые постсоциалистические страны, например Польша, успели за это время превратить госпредприятия во вполне эффективные частные, а также создать ряд новых, в т.ч. в сфере деревообработки. У нас же некогда акционированные деревообрабатывающие предприятия остались под плотным государственным контролем и опекой. Их только усилило решение о реализации в 2007–2018 гг. инвестпроектов по созданию (строительству), техническому переоснащению, модернизации и реконструкции производств. При этом «соответствующее реформирование» 9 организаций, начатое 8 лет назад, свелось к ручному управлению, навязыванию планов, оказавшихся нереальными, и непрерывному закачиванию в отрасль бюджетных денег.

С тех пор в Указ № 529 изменения и дополнения вносились 9 раз. А ведь условия были созданы едва ли не сказочные. Кредиты под гарантии правительства, субсидии на пополнение оборотных средств, освобождение от ввозных таможенных пошлин и НДС, отсрочка долгов за энергоресурсы, по взносам в ФСЗН (на момент принятия Указа № 529 — более 3,3 млрд. Br), по ранее выданным кредитам, льготы по налогам на недвижимость и на землю, передача в коммунальную собственность объектов социальной сферы, реструктуризация задолженности по платежам в республиканский и местные бюджеты. Взамен всего-то и требовалось — выполнить целевые показатели темпов роста объемов производства и уровня рентабельности. Ради этого возлагалась персональная ответственность на директоров, председателя концерна «Беллесбумпром» и куратора отрасли — заместителя премьер-министра, принимался «крепостной» Декрет от 7.12.2012 № 9. Не прошло и 4 месяцев, как государство практически выкупило часть долгов деревообработки (1,38 трлн. Br и 24,74 млн. EUR), оформив их облигациями в соответствии с Указом от 24.06.2015 № 257.

Интересно, что у большинства из этих предприятий, несмотря на изрядные убытки по основной, инвестиционной и финансовой деятельности, чистая прибыль равна нулю. Секрет такого феномена вполне рукотворный — Указом № 529 позволено покрывать свои убытки за счет фонда переоценки основных средств. Результаты пятничного совещания в очередной раз демонстрируют, как бесполезно пытаться улучшать финансовые показатели с помощью бухгалтерских манипуляций.

Кстати, пока государство тратило деньги налогоплательщиков на модернизацию 9 не вылезающих из долгов и убытков заводов, в республике создавались новые деревообрабатывающие предприятия. С 2009 по 2014 гг. их число выросло с 1175 до 1576, причем из них всего 2,9% — государственные и с долей государства, на которые приходится 36,6% объема производства. В то же время доля вложений в деревообработку выросла с 1,5% всех инвестиций в основной капитал промышленности в 2008 г. до 12,5% в 2014-м, а удельный вес промпроизводства — с 1,7% лишь до 2%. Достижения модернизации можно оценить по диаграмме:

По-видимому, доклады об итогах работы базовых организаций деревообрабатывающей промышленности в текущем году, о перспективах их развития и предложениях по повышению эффективности работы были не слишком утешительными. Поэтому по итогам совещания Президент принял решение о передаче активов этих предприятий Банку развития, которому, похоже, суждено стать главным антикризисным управляющим в стране. Председатель правления Сергей Румас сообщил, что в соответствии с Указом № 257 Банк развития проанализировал бизнес-планы всех 9 базовых предприятий деревообработки. По трем из них даны положительных заключения, что позволило принять в управление активы ОАО «Мостодрев», ОАО «Витебскдрев» и РУПП «Новосверженский лесозавод». Шесть остальных, как полагает С.Румас, имеют определенный потенциал и могут стать рентабельными, но в сроки, установленные Указом № 257, они не в состоянии полностью погасить свои долги. Так что управление ими в конечном итоге тоже попадет под крыло Банка развития.

Некогда убыточные колхозы присоединяли к промышленным предприятиям в соответствии с Указом от 19.03.2004 № 138. Результат этой кампании налицо — сельское хозяйство подняли, продовольственную безопасность обеспечили, но почти 2/3 предприятий АПК без учета господдержки убыточны, а рентабельность отрасли по конечному финансовому результату по итогам 8 месяцев т.г. составляет минус 1,8%. Теперь столь успешно зарекомендовавший себя метод впору применить к некоторым отраслям промышленности, вручив нуждающиеся заводы на излечение банкам — пусть поделятся пресловутым «жиром». Ведь государство, пытаясь рулить экономикой, как азартный игрок в казино, бросает на стол все новые и новые ресурсы, надеясь, что когда-нибудь сорвет куш.

Леонид ФРИДКИН