Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Промышленность
04.05.2004 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Промышленная политика. Есть ли она у нас?

Традиционное понимание промышленной политики как комплекса мер господдержки национальных "чемпионов" снискало ей немало врагов среди сторонников рыночного регулирования...

Традиционное понимание промышленной политики как комплекса мер господдержки национальных "чемпионов" снискало ей немало врагов среди сторонников рыночного регулирования. Они убеждены: "любая промышленная политика вредна", т.к., во-первых, невозможно предугадать, какие отрасли надо поддерживать (слишком быстро развивается прогресс). А даже если угадать -- все равно это никому не нужно, т.к. административные способы поддержки сами по себе экономике во вред...

С другой стороны, промышленная политика является частью стратегий экономического развития всех передовых стран. Однако опыт ее реализации у всех разный и не всегда успешный... В чем же тут дело? Об этом наше интервью с доктором экономических наук, профессором, завкафедрой экономики промышленных предприятий БГЭУ Людмилой НЕХОРОШЕВОЙ.

-- В постсоветских странах под промышленной политикой чаще понимают государственное управление развитием промышленности. Как это согласуется с зарубежными представлениями?

-- И в Европе, и в Америке в активном обиходе термин "industrу роliсу", который не переводится в точности как промышленная политика, поскольку под "industrу" понимается очень широкая сфера деятельности, включая сельское хозяйство, строительство, энергетику, сферу услуг и т.д. При этом за рубежом давно пришли к выводу, что современные подходы к формированию промышленной политики не могут быть сведены лишь к деятельности государственных органов управления. Только активное участие бизнеса, профессиональных и общественных организаций в формировании промышленной политики могут обеспечить ее эффективность. Так, например, в США государственные органы управления при формировании стратегии внешнеэкономической деятельности объединяются с частными, общественными, полугосударственными организациями, представляющими интересы предпринимателей различных сфер деятельности, регионов. В Японии опробована модель формирования приоритетных направлений развития, при которой практика взаимодействия распространяется как на проведение фундаментальных исследований, так и на конкретную экономическую политику. Поэтому японский Национальный институт исследования прогресса представляет собой государственно-общественно-частную организацию, образованную представителями правительства, научных кругов, профсоюзов, предпринимателями. Модель такого сотрудничества позволяет влиять на выбор стратегии экономического развития, принимаемой правительством.

-- Чем объясняется нарастание отрицательного отношения к такому инструменту стимулирования экономического роста, как промышленная политика?

-- Различное понимание промышленной политики объясняет и полярность взглядов на отношение к ней. Когда в запале спора экономисты договариваются до того, что "за слова "промышленная политика" надо расстреливать" то, как правило, речь -- о жестко насаждаемых государством приоритетах, с целью повлиять на экономическое развитие, что в конечном счете вызывает рост бюрократизации, борьбу с либерализмом, дискриминацию интересов различных групп промышленников, крупного и малого бизнеса, потребителей и т.д. Такое понимание не может не вызывать негативного отношения.

Но в современных условиях термин "промышленная политика" несет совершенно другое содержание, связанное с созданием условий для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, выпускаемой продукции, конкретных отраслей, регионов, национальной экономики в целом.

За рубежом накоплен опыт промышленной политики как положительный, так и негативный. Например, не принесли успеха Бразилии усилия по созданию отечественной компьютерной промышленности. Хотя для развития ее был создан специальный государственный орган, руководивший этим процессом, приняты законодательные акты о запрете не только импорта, но и использования зарубежной компьютерной техники. Результат: многократное увеличение объема производства отечественной компьютерной техники при отсутствии конкуренции привело к резкому падению уровня конкурентоспособности производимой продукции, полному отсутствию спроса на бразильскую компьютерную технику на мировом рынке.

Положительный опыт легко найти в Японии в период энергетического кризиса, который усугубил экономические проблемы страны и обусловил высокие темпы инфляции. В этих условиях совет по структуре промышленности предложил новую концепцию развития промышленности Японии, ориентированную на вывод "грязных" производств и создание условий для развития наукоемких отраслей. Бюро индустриальной политики министерства внешней торговли и промышленности обосновало необходимость уменьшать зависимость страны от импорта нефти и сырьевых ресурсов, ориентируясь на развитие производства компьютеров, полупроводников, создание "высоких технологий". С этой целью разрешили создавать специальные инвестиционные фонды. Для привлечения средств в них вкладчики (как фирмы, так и частные лица) получили налоговые льготы.

-- Почему основой концепции развития экономики Японии стал отказ от широкого использования зарубежных технологий в пользу создания собственных?

-- К этому подтолкнула позиция американских экономистов, которые пришли к выводу о невыгодности продажи "высоких технологий" японской стороне из-за возможного "эффекта бумеранга", суть которого в том, что на базе заимствованной технологии в обратном потоке идут товары высокой конкурентоспособности. Поэтому Япония была вынуждена взять ориентацию на развитие собственных научных исследований и ускоренное развитие 14 наукоемких отраслей. При этом поддерживались отрасли, находящиеся на ранних фазах развития, а зрелые -- развивались под воздействием рынка. В итоге произошло сокращение избыточных мощностей, ликвидация слабых фирм, их перепрофилирование на выпуск наукоемкой продукции. Таким образом, основные концептуальные подходы к формированию промышленной политики выразились в поддержке победителей и спасении проигравших...

-- Как изменилась основная цель промышленной политики развитых стран в последние годы?

-- Евросоюз формирует стратегию промышленной политики на базе научно-технологического развития, ориентируясь на проведение институциональных изменений, способных это обеспечить. В США с 1993г. последовательно проводится реализация доктрины "глобальной технологической конкурентоспособности США в условиях глобальной конкуренции". Ее основные цели: 1) долгосрочный экономический рост, при котором создаются рабочие места и обеспечивается защита окружающей среды; 2) наличие эффективного правительства, четко реагирующего на нужды граждан; 3) мировое лидерство в фундаментальной науке, математике и инженерном деле. Так и европейцы, и американцы переносят акценты современной промышленной политики в инновационную сферу.

-- Для создания более значимых конкурентных преимуществ, нежели географическое месторасположение и наличие полезных ископаемых в стране?

-- В условиях новой экономики создаются устойчивые системы обмена высокими технологиями, интеллектуальными ресурсами, которые формируются не под воздействием географического расположения страны, а инновативностью экономики, наличием эффективной системы продвижения наукоемких продуктов на рынок.

-- С учетом сказанного, определим важнейшие задачи промышленной политики Беларуси...

-- Важнейшая из них уже сформулирована в экономической политике нашего государства -- это "формирование способностей адаптироваться к инновационному развитию". Вторым направлением должна стать не просто структурная перестройка экономики, а создание кластеров (совокупностей взаимосвязанных отраслей), обеспечивающих конкурентоспособность выпускаемой продукции на внешнем рынке. В кластере одна конкурентоспособная отрасль помогает другой в процессе взаимоукрепляющих отношений на основе обмена товарами и услугами, от которых они взаимозависят. Третьим направлением является разработка и реализация институциональных изменений для успешного развития экономики, что является более важным, чем накопленный потенциал.

Названные направления могут быть реализованы только в случае, если технология разработки промышленной политики будет соответствовать современным требованиям -- отражать баланс интересов не только государства, но также малого и крупного бизнеса, общественных организаций, иметь научное обоснование, учитывающее новые подходы к формированию современных моделей экономического развития.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений