$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ И ОЖИДАНИЕ УСПЕХА

09.08.2011

Анализ экспертами Республиканского общественного объединения «Белорусская научно-промышленная ассоциация» (далее — РОО «БНПА») и Республиканского союза нанимателей «БелСН» (далее — Союз «БелСН») поступившей из Минэкономики информации о ходе выполнения мероприятий по реализации положений Директивы № 4 в I полугодии текущего года оставил у них двойственное впечатление.

Судя по отчету Минэкономики, работа проделана значительная. С момента принятия Директивы принято 19 нормативных правовых актов, в т.ч. 9 указов, один декрет и одно распоряжение Президента, 4 постановления Совмина, 2 постановления Нацбанка, ряд постановлений Минэкономики, Минфина. По мнению чиновников Минэкономики, эти документы уже реально действуют и позитивно влияют на улучшение условий ведения бизнеса. Кроме того, подготовлено 32 проекта нормативных правовых актов: 7 проектов законов, 12 — указов, 11 — постановлений Совмина и один — постановления Нацбанка, которые находятся на рассмотрении в Правительстве. Однако в бизнес-союзе считают, что ряд важных положений Директивы № 4 пока не реализован либо намеченные по ним мероприятия выполняются формально.

Одним из важнейших реально достигнутых успехов эксперты БНПА считают либерализацию ценообразования. В условиях девальвации рубля и инфляции это позволило предприятиям спастись от полного разорения. Однако, давая свободу ценам, необходимо было заранее или хотя бы одновременно принять эффективные меры по ограничению монополизма на рынке. Между тем проект указа «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля» до сих пор не принят. По информации Минэкономики, этот проект внесен в Правительство и Администрацию Президента РБ. Но почему-то в РОО «БНПА» и Союз «БелСН» данный проект на экспертизу не поступал, хотя общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, прямо предусмотрено подп. 9.4 Директивы № 4.

Чиновники только собираются изучать мировой опыт антимонопольного регулирования и отечественную практику проблем монополизма и создания конкурентной среды. Но, по мнению экспертов БНПА, отсутствие должного антимонопольного регулирования сегодня не позволяет обеспечивать равенство всех форм собственности при осуществлении хозяйственной деятельности. Проявления монополизма и неравной конкуренции бывают различными. К примеру, господдержка производителям комбикормов в виде погашения части (50%) процентов по кредитам оказывается при условии передачи государству части акций на сумму полученной помощи. Госпредприятиям такие условия не ставятся (тут доля государства 100%, так что передавать уже нечего). Получается, что частник, также являющийся налогоплательщиком нашей страны, может рассчитывать на помощь лишь путем лишения собственности. Если же он не примет такие условия, то его расходы существенно возрастают. В БНПА полагают, что это является нарушением как буквы и духа Директивы № 4, так и ст. 13 Конституции. Однако пересмотр Указа от 28.03.2006 № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» не стоит в плане мероприятий по реализации Директивы.

Не устраивает бизнес и нынешний порядок определения монополистов и ограничения их влияния. Настораживает и норма Инструкции Минэкономики от 28.06.2007 № 121, согласно которой конкретный способ регулирования цен (тарифов) определяется органами госуправления в соответствии с законодательными актами исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в РБ. Это открывает дорогу для субъективных решений, продиктованных ведомственными интересами, а то и личными пристрастиями чиновников. Между тем самостоятельный антимонопольный орган может появиться в республике лишь в IV квартале 2012 г. Однако пока это произойдет, при фактическом наличии монополистов в ряде сфер экономики «творческое применение» ими новых условий ценообразования «задавит» те немногие ростки частного сектора экономики, которые сегодня существуют.

Другой пример монополизма: резкое (более чем в 3 раза) повышение государственными арендодателями в I квартале 2011 г. размеров оплаты за эксплуатационные и коммунальные услуги (к примеру, РУП «БелЭЗ» и др.).

Предложения по решению проблем арендных отношений в условиях госмонополии в этой сфере и недопущения необоснованного завышения оплаты за эксплуатационные и коммунальные услуги внесены РОО «БНПА» в Минэкономики письмом от 26.07.2011 за № 01-10/127.

Не появилась пока в республике система работы госпредприятий с частными организациями, даже если это и позволяет наращивать консолидированный экспорт, снижать издержки по изготовлению продукции. К примеру, ОАО «Минский моторный завод» не принимает предложений частного ЗАО «Корэкс» (г.Минск) по его участию в комплектовании выпускаемых двигателей комплектами жгутов проводов. Госпредприятия порой создают неэффективные дублирующие производства вместо сотрудничества с частниками, которые готовы выпускать нужную продукцию.

В монополию государства частный бизнес упирается во многих сферах. Одна из них — законодательство в области заготовки лома черных металлов. Наводя порядок в этой области, государство само создало здесь монополию «Белресурсов», что не позволяет предприятиям свободно продать даже обрезки металла своим работникам, не то что на сторону. Поэтому БНПА предлагает разрешить всем субъектам хозяйствования осуществлять их заготовку и поставку на переработку.

Излишне затянувшимся кажется предпринимателям процесс отмены ряда нормативных актов, вроде указов от 1.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» и от 7.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров». Ждет бизнес реализации своих предложений по проекту указа «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 и некоторых мерах по совершенствованию надзорной деятельности» в части защиты добросовестного предпринимательства от «лжепредпринимательства».

Компаниям необходима защита от необоснованных санкций добросовестных и легально работающих налогоплательщиков, случайно оказавшихся контрагентами «лжепредпринимательских структур», открытый реестр которых отсутствует. Поэтому о «лжепредпринимательстве» своих контрагентов можно узнать уже только от проверяющих. В БНПА считают, что сам по себе факт принятия к учету правильно оформленных первичных учетных документов, полученных от структур, признанных впоследствии «лжепредпринимательскими», а также поступление от них товаров не может ставиться в вину добросовестным субъектам.

БНПА направила в Минэкономики ряд своих предложений по реализации требований Директивы № 4 и по другим вопросам улучшения бизнес-климата в Беларуси. Актуальность этих вопросов в связи с нынешней ситуацией в экономике страны только возрастает. Поэтому главное пожелание — не затягивать решение давно накопленных проблем.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях