Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пройти таможню с комфортом

позволят грядущие изменения законодательства...
позволят грядущие изменения законодательства

Много интересного о настоящем и будущем белорусской таможенной системы рассказал 20 января на пресс-конференции заместитель председателя ГТК Владимир ГОШИН.

Важным итогом работы комитета в 2005 г. является подготовка проекта третьей редакции Таможенного кодекса. По словам В.Гошина, разработчики постарались максимально сделать его законом прямого действия, перенеся в него нормы, которые ранее были заложены в постановлениях ГТК и правительства.

В новом кодексе будет собран исчерпывающий перечень документов, которые необходимо перевозчику представлять на границе, а также полный перечень документов, которые должны представляться при таможенном оформлении товаров на внутренних пунктах таможенного оформления.

Зампред ГТК рассказал, что в новую редакцию кодекса также заложено электронное декларирование. С ее внедрением субъектам хозяйствования не нужно будет ходить на таможню, так как весь пакет документов будет передаваться им в таможенные органы в электронном виде. В.Гошин пояснил, что "это не только грузовая таможенная декларация, но и контракты, лицензии, счета-фактуры". Таким же образом будет получаться разрешение на ввоз или вывоз товара. Первый эксперимент по электронному декларированию будет проведен в Минске уже в I квартале текущего года, а до конца года планируется ее внедрение по всей стране.

В проект Таможенного кодекса заложена также система анализа рисков. Это будет означать, что решение о проведении таможенного контроля и досмотра будет приниматься не по желанию инспектора, а по указанию компьютера, который обрабатывает всю поступившую в таможенный орган информацию о товаре и перевозчике. Таким же образом будет определяться и степень данного контроля. В результате, по словам заместителя председателя ГТК, полностью "будет исключен произвол таможенного инспектора, и мы сможем уйти от тех имевших ранее место случаев, когда груз стоял несколько дней на границе по желанию инспектора".

В проекте Таможенного кодекса также легализована система "зеленого" и "красного" коридоров при пропуске граждан через границу. В.Гошин напомнил, что такая система уже действует. По его словам, "добропорядочные граждане, которые не везут никаких запрещенных или ограниченных к перемещению предметов, а также те, кто не везет коммерческие партии товаров, подвергаются только паспортному контролю". Незримо присутствующему таможеннику остается лишь отделить недобросовестных граждан, которые захотят воспользоваться "зеленым" коридором с целью уклонения от уплаты платежей или по другим причинам.

Владимир Гошин также заявил, что ГТК Беларуси считает целесообразным отмену таможенного оформления товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение в России и ввозимых для продажи в нашей стране. "Конечно, эта отмена должна произойти с обеих сторон. Первой такой порядок ввела Россия, мы за ней последовали, но администрирование этого потока требует средств, превышающих доходы от него", - сказал В.Гошин.

Он пояснил, что по действующему законодательству оформленные в свободное таможенное обращение на территории России и ввозимые для потребления в Беларуси товары третьих стран, а это в основном бытовая техника, мобильные телефоны, товары массового спроса из Китая, подлежат повторному таможенному оформлению в соответствии с белорусским законодательством.

"Мы предпринимаем очень серьезные шаги по наведению порядка в этой сфере, убеждая субъектов хозяйствования добросовестно декларировать эти товары, но уровень законопослушности здесь низкий. К примеру, в 2000 г., когда было введено только статистическое декларирование без повторного таможенного оформления, белорусские субъекты хозяйствования заявили о ввозе таких товаров на 600 млн USD, после введения обязательного таможенного оформления было заявлено о их ввозе только на 60 млн. USD", - отметил В.Гошин.

Он также сообщил, что в ближайшее время ГТК планирует урегулировать все вопросы перемещения товаров между Беларусью и Россией с принятием проекта белорусско-российского соглашения о транзите. Такой документ может вступить в силу уже в текущем году.

"Мы также начинаем работу с нашими европейскими коллегами по стыковке порядка заполнения транзитных документов при перевозке груза из Европы на территорию Союзного государства Беларуси и России и в обратном направлении. В результате мы должны выйти на то, чтобы на протяжении всего движения от Атлантического до Тихого океана и обратно порядок оформления документов был единым для максимального сокращения времени пересечения границ", - сказал заместитель председателя ГТК.

Оценивая перспективы развития системы свободных таможенных складов для торговли бывшими в эксплуатации импортными автомобилями, В.Гошин сообщил, что в республике возможно создание еще 1-2 таких складов. Основными покупателями здесь могут стать граждане России и Казахстана и других государств, которые сейчас ездят за автомобилями в Западную Европу. Их должны привлечь малые транспортные издержки и отсутствие визового режима.

Заместитель председателя ГТК отметил, что в 2005 г. поступления в бюджет от деятельности таможенных органов составили 3,616 трлн Br. При этом доля поступлений от таможенных органов в бюджете страны в прошлом году сократилась с 38 до 36,1% благодаря увеличению доли налоговых платежей.