Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Производство и потребитель: дисбаланс интересов?

В последнее время на самом высоком уровне отмечается стремление защитить национального производителя. Сводится это не только к важной формуле "покупайте белорусское", но и к стимулированию отказа от импорта, особенно по тем группам товаров, которые производятся на отечественных предприятиях...
В последнее время на самом высоком уровне отмечается стремление защитить национального производителя. Сводится это не только к важной формуле "покупайте белорусское", но и к стимулированию отказа от импорта, особенно по тем группам товаров, которые производятся на отечественных предприятиях. Действительно, импортозамещение в те или иные периоды времени может быть актуально, но в стратегическом плане этот метод стимулирования собственной экономики эффективным не является. Следование ему привело бы к снижению объема продаж на мировом рынке и как результат -- возникновению феномена экономической изоляции.
 
Как же быть, если конкуренция на внутреннем рынке становится острой и белорусский производитель стремительно теряет свои традиционные ниши? Насколько опасен рост импорта и не приведет ли он к свертыванию отечественных производств и закрытию предприятий? Рассмотрим основные аспекты проблемы, от решения которой многое будет зависеть в ближайшие годы.

Довольно распространено в последнее время мнение о том, что объемы выпуска национального производства значительно превышают скромные покупки домашних хозяйств на внутреннем рынке. Ход рассуждений таков. Во-первых, у нас очень мощная промышленность и сельское хозяйство, производящие сверх необходимого продукты питания и непродовольственные товары. Во-вторых, производство потребительских товаров в натуральном выражении увеличилось в прошлом году гораздо больше, чем увеличение покупок домашними хозяйствами. Добавим еще снижение товарных запасов за счет их распродажи, и не надо опасаться растущих проблем в данной сфере.

Что же мы имеем реально? Каковы наши возможности самих себя прокормить, одеть и благоустроить собственную жизнь? Самодостаточны ли мы?

Легче всего ответить на последний вопрос, так как отсутствие собственных сырьевых и энергетических ресурсов очевидно и не требует доказательств -- и нефть, и газ мы получаем из стран СНГ. Об открытости нашей экономики свидетельствуют данные по экспорту и импорту. Если вывезли мы товаров на 8 млрд. USD в год, то ввезли на все 9 млрд. USD (точнее -- 8,979).

Для руководства страны понятно, что на 1 млрд. USD "перебрали" покупок, "растранжирились". Самое неприятное, что в России купили на 1788 млн. USD больше, чем ей продали. Правда, свои продажи на российском рынке мы увеличили на 2,4%, но и россияне даром времени не теряли -- они реализовали у нас своих товаров на 9,3% больше. Говоря экономическим языком, Россия завоевывает наш рынок, хотя совсем недавно все было наоборот.

Можно сколько угодно сомневаться в соответствии действительности официальной статистики роста реальных доходов населения, но когда покупки домашних хозяйств на внутреннем рынке увеличились на 12,9%, то настаивать на обнищании язык не поворачивается. Наши потребители с каждым годом покупают все больше. Что же им предложила отечественная промышленность, выпускающая потребительские товары?

По данным Минстата, в 2002г. производство потребительских товаров составило 7219 млрд. руб., что на 265 млрд. руб. больше, чем в прошлом. Таким образом, в 2002г. потребителю "выдали" продовольственных и непродовольственных товаров на 140 млн. USD больше.

Наши потребители имеют пока свободу выбора и покупают то, что им нравится, причем не только белорусское. В прошлом году они купили на внутреннем рынке товаров на общую сумму 11667 млрд. руб. Выложили в магазинах и на рынках больше, чем в прошлом году, на 700 млн. USD, в то время как наши производители предложили им своих товаров всего на 140 млн. USD больше.

По существу, наши предприятия потеряли примерно 560 млн. USD, точнее, отдали эти деньги иностранным производителям. Реально эта сумма еще больше, так как часть нашей продукции мы все же экспортируем, несмотря ни на что.

Таким образом, спрос, который был удовлетворен, составлял в среднем 511 млн.USD в месяц, а собственное производство обеспечивало его "покрытие" всего на 316 млн. USD.

"Зазор" в 200 млн. USD "закрывают" те, кто продает "свое приусадебное", "челночное" и импортное.

Наша "официальная" экономика в состоянии предложить продуктов питания и непродовольственных товаров всего на 300 млн. USD в месяц. Каждый житель страны может, таким образом, купить на 15 USD национального продовольствия и еще на 15 USD непродовольственных отечественных "благ" ежемесячно. Простая арифметика позволяет подсчитать, что расходы среднего белоруса на осуществление цели "покупайте белорусское" могут составить 1 USD в день.

Неумолимая статистика свидетельствует о том, что дело отнюдь не в наших пристрастиях и нежелании покупать свое. Мы не можем быть страной, обеспечивающей свое собственное благосостояние. Наша "официальная" экономика не прыгнет выше своей головы, и не сможет дать товаров больше чем на 1 USD в день. Люди выкладывают по полмиллиарда долларов (в эквиваленте) в месяц на покупки, а собственный производитель им может потенциально предложить всего на 300 млн. USD. Налицо конфликт интересов: мы хотели бы купить на 500, а нам дают на 300. Хорошо еще, что это дефицит интересов, а не товарный дефицит.

Сегодня у нас есть все основания считать, что не сможет наш производитель в 2 раза увеличить предложение продуктов питания, одежды и обуви (равно, как и других потребительских товаров). А посему постановка такой цели не может считаться рациональной. Рынок фильтрует "производственные" предложения потребителям. Выбираем мы сами, а не правительство. Убирать импорт, изгонять с рынков иностранцев (в переносном смысле) нет необходимости. Сами мы не сможем заполнить прилавки и удовлетворить спрос. По этой причине либо надо сокращать потребление и увеличивать сбережения, либо отказаться от административного контроля над всеми, кто хоть что-то делает для потребителя. Стимулировать рост продаж собственных предприятий у себя дома мы сможем тогда, когда не будем им мешать. Пока же можно укусить своего "национального продуктового пирога" только на 50 центов в день, да и эта его часть постепенно вытесняется российскими караваями. Обидно, да?