Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Программы «двойных дипломов» в белорусских вузах

Практика параллельной подготовки будущих специалистов в белорусском и иностранном учреждении образования постепенно, пусть и медленно, становится важным элементом в развитии отечественного высшего образования.

Из последних событий отметим набор 2019 г. в совместный белорусско-китайский институт БГУ–ДПУ (Даляньский политехнический университет) по специальностям «физика (производственная деятельность)», «механика и математическое моделирование», «мировая экономика», а также подписание на VI Форуме регионов Беларуси и России Международной совместной образовательной программы МГУ им. М.В. Ломоносова и БГУ «История белорусской диаспоры».

Преимущества таких программ, исходя из мирового опыта, очевидны:

– получение двух специальностей (квалификаций);

– повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда;

– доступ к академическим и инфра­структурным ресурсам другого вуза;

– сокращение стоимости обучения за счет сокращения сроков пребывания в иностранном университете, и др.

Всего этого не хватает отечественной системе высшего образования.

Критики программы двойных дип­ломов указывают на возможный формальный характер обучения, который позволяет человеку совмещать получение образования в двух вузах, а также на напрашивающуюся необходимость пересмотреть образовательные программы, чтобы обучающиеся могли получить необходимые и востребованные на рынке труда знания, навыки, умения и компетенции в собственном университете.

Мировая практика реализации программ «двойных дипломов» показывает, что, как правило (но не всегда), речь идет о смежных специальностях, что в значительной степени снимает вопрос о формальном характере получаемого образования.

Для постсоветского пространства особенно актуальны магистерские программы «двойных дипломов», так как статус выпускника на рынке труда и позиция магистратуры еще находятся на этапе становления. Авторы, изучавшие практику «двойных дипломов», например, в России, подчеркивают и немаловажный ас­пект взаимной интеграции российской и европейской образовательных систем, чего также не хватает отечественной высшей школе.

В освоении программ «двойных дипломов» Беларусь находится, если не в самом начале пути, то крайне недалеко. К сожалению, полного официального списка белорусских учреждений высшего образования, имеющих совместные образовательные программы с выдачей «двойных дипломов» обнаружить не удалось. Однако изучение сайтов белорусских вузов показало, что как минимум декларативные соглашения о таких программах заключены в Белорусском государственном университете, Белорусском государственном экономическом университете, Белорусском государственном университете культуры и искусств, Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, Белорусском государственном технологическом университете, Белорусском торгово-экономическом университете потребительской кооперации и др.

Почему притормаживаем

Реализация программ «двойных дипломов» в Беларуси сталкивается с рядом проблем, причем некоторые из них фундаментальны.

Так, ключевым вопросом является востребованность второго, особенного иностранного, диплома на отечественном рынке труда.

Судя по ряду действий в сфере образования (значительное ограничение возможностей зарубежных стажировок для профессорско-преподавательского состава, нашумевший Закон об отсрочках и т.д.), как минимум в государственном секторе невысока заинтересованность в специалистах с зарубежным дипломом.

Скандальные заявления о том, что в магистратуру и аспирантуру по­ступают только для того, чтобы не идти в армию, делают программы «двойных дипломов» вообще бес­смысленными. Есть риск, что обучающиеся, имея диплом европейского университета и, соответственно, став более конкурентоспособными на мировом и/или региональном рынке труда, получат дополнительный мотив покинуть Беларусь.

О технических проблемах при реализации программ «двойных дипломов» можно писать бесконечно. Это прежде всего вопросы финансирования, гармонизации образовательных программ и выстраивание непрерывного образовательного процесса, обеспечение его преемственности, владение иностранными языками, мобильность преподавателей и студентов, не всегда высокий статус университетов-партнеров и др.

Некоторые специалисты, работающие в системе высшего образования, отмечают, что программы могут существовать чисто формально, даже без реального наполнения. А в случаях, когда программа реализуется, отбор участников непрозрачен.

Для белорусских вузов, в свою очередь, программы «двойных дипломов» – это не только хорошая возможность повысить собственную при­влекательность в борьбе за абитуриентов, но также улучшить общее качество образования, получить больше возможностей хотя бы понимать, какие тенденции имеют место в мировом или региональном образовательном пространстве. Вопрос за­ключается в том, как белорусские университеты смогут воспользоваться этой возможностью.

Есть еще один важный компонент в программах «двойных дипломов» – привлечение иностранных граждан на обучение в Беларусь. Не секрет, что белорусское высшее образование во многих случаях проигрывает по цене и качеству высшему образованию в странах Центральной Европы и, как минимум, по цене, – в Украине. В этих условиях, чтобы продолжить наращивать экспорт образовательных услуг, необходимо каким-то образом оптимизировать процесс обучения. Ведь резкий скачок в качестве обучения требует длительного времени и серьезных вложений. Программы «двойных дипломов» в этом контексте становятся удобным инструментом удешевления стоимости обучения для иностранных граждан, когда часть срока обучения они проводят в своей стране, приезжая в Беларусь на 1–2 года. Собственно говоря, нацеленность ряда про­грамм «двойных дипломов» на вузы КНР именно с целью роста потока студентов и магистрантов оттуда очевидна.

***

Конечно, программам «двойных дипломов» в Беларуси еще крайне далеко до идеала. Мы воздержались от оценки немалых технических проблем. Фундаментальные же проблемы отражают общие недостатки высшей школы – слабая связь с рынком труда, вопросы к качеству образования, его все более активная ориентация на экспорт образовательных услуг, высокая степень забюрократизированности и инерт­ности образовательной системы. Вместе с тем, такая практика есть, и потенциал ее развития огромен. Вектор будет определяться ориентирами развития системы образования.
 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений