Программы «двойных дипломов» в белорусских вузах
Практика параллельной подготовки будущих специалистов в белорусском и иностранном учреждении образования постепенно, пусть и медленно, становится важным элементом в развитии отечественного высшего образования.
Из последних событий отметим набор 2019 г. в совместный белорусско-китайский институт БГУ–ДПУ (Даляньский политехнический университет) по специальностям «физика (производственная деятельность)», «механика и математическое моделирование», «мировая экономика», а также подписание на VI Форуме регионов Беларуси и России Международной совместной образовательной программы МГУ им. М.В. Ломоносова и БГУ «История белорусской диаспоры».
Преимущества таких программ, исходя из мирового опыта, очевидны:
– получение двух специальностей (квалификаций);
– повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда;
– доступ к академическим и инфраструктурным ресурсам другого вуза;
– сокращение стоимости обучения за счет сокращения сроков пребывания в иностранном университете, и др.
Всего этого не хватает отечественной системе высшего образования.
Критики программы двойных дипломов указывают на возможный формальный характер обучения, который позволяет человеку совмещать получение образования в двух вузах, а также на напрашивающуюся необходимость пересмотреть образовательные программы, чтобы обучающиеся могли получить необходимые и востребованные на рынке труда знания, навыки, умения и компетенции в собственном университете.
Мировая практика реализации программ «двойных дипломов» показывает, что, как правило (но не всегда), речь идет о смежных специальностях, что в значительной степени снимает вопрос о формальном характере получаемого образования.
Для постсоветского пространства особенно актуальны магистерские программы «двойных дипломов», так как статус выпускника на рынке труда и позиция магистратуры еще находятся на этапе становления. Авторы, изучавшие практику «двойных дипломов», например, в России, подчеркивают и немаловажный аспект взаимной интеграции российской и европейской образовательных систем, чего также не хватает отечественной высшей школе.
В освоении программ «двойных дипломов» Беларусь находится, если не в самом начале пути, то крайне недалеко. К сожалению, полного официального списка белорусских учреждений высшего образования, имеющих совместные образовательные программы с выдачей «двойных дипломов» обнаружить не удалось. Однако изучение сайтов белорусских вузов показало, что как минимум декларативные соглашения о таких программах заключены в Белорусском государственном университете, Белорусском государственном экономическом университете, Белорусском государственном университете культуры и искусств, Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, Белорусском государственном технологическом университете, Белорусском торгово-экономическом университете потребительской кооперации и др.
Почему притормаживаем
Реализация программ «двойных дипломов» в Беларуси сталкивается с рядом проблем, причем некоторые из них фундаментальны.
Так, ключевым вопросом является востребованность второго, особенного иностранного, диплома на отечественном рынке труда.
Судя по ряду действий в сфере образования (значительное ограничение возможностей зарубежных стажировок для профессорско-преподавательского состава, нашумевший Закон об отсрочках и т.д.), как минимум в государственном секторе невысока заинтересованность в специалистах с зарубежным дипломом.
Скандальные заявления о том, что в магистратуру и аспирантуру поступают только для того, чтобы не идти в армию, делают программы «двойных дипломов» вообще бессмысленными. Есть риск, что обучающиеся, имея диплом европейского университета и, соответственно, став более конкурентоспособными на мировом и/или региональном рынке труда, получат дополнительный мотив покинуть Беларусь.
О технических проблемах при реализации программ «двойных дипломов» можно писать бесконечно. Это прежде всего вопросы финансирования, гармонизации образовательных программ и выстраивание непрерывного образовательного процесса, обеспечение его преемственности, владение иностранными языками, мобильность преподавателей и студентов, не всегда высокий статус университетов-партнеров и др.
Некоторые специалисты, работающие в системе высшего образования, отмечают, что программы могут существовать чисто формально, даже без реального наполнения. А в случаях, когда программа реализуется, отбор участников непрозрачен.
Для белорусских вузов, в свою очередь, программы «двойных дипломов» – это не только хорошая возможность повысить собственную привлекательность в борьбе за абитуриентов, но также улучшить общее качество образования, получить больше возможностей хотя бы понимать, какие тенденции имеют место в мировом или региональном образовательном пространстве. Вопрос заключается в том, как белорусские университеты смогут воспользоваться этой возможностью.
Есть еще один важный компонент в программах «двойных дипломов» – привлечение иностранных граждан на обучение в Беларусь. Не секрет, что белорусское высшее образование во многих случаях проигрывает по цене и качеству высшему образованию в странах Центральной Европы и, как минимум, по цене, – в Украине. В этих условиях, чтобы продолжить наращивать экспорт образовательных услуг, необходимо каким-то образом оптимизировать процесс обучения. Ведь резкий скачок в качестве обучения требует длительного времени и серьезных вложений. Программы «двойных дипломов» в этом контексте становятся удобным инструментом удешевления стоимости обучения для иностранных граждан, когда часть срока обучения они проводят в своей стране, приезжая в Беларусь на 1–2 года. Собственно говоря, нацеленность ряда программ «двойных дипломов» на вузы КНР именно с целью роста потока студентов и магистрантов оттуда очевидна.
***