Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
АПК
15.12.2020 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №95 (2394) от 15.12.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Программа развития аграрного бизнеса 2016–2020 гг.: 222 млрд руб. и полное фиаско

Фото: ITAR-TASS

2020 год является завершающим для многих государственных программ, что дает возможность понять эффективность их реализации. Анализ конкретных программ является хорошим способом оценки качества государственного управления, т.к. позволяет соотнести полученные результаты (которые в отличие от общего эффекта государственного управления можно измерить) с финансированием, потраченным на реализацию программы.  

Четыре года назад, 11.03.2016, постановлением Совмина № 196 была принята Государственная программа развития аграрного бизнеса на 2016–2020 годы, которая предполагала реализацию целого комплекса инвестиционных проектов.

Общий объем финансирования должен был составить внушительные 220,7 млрд руб.

Основная нагрузка на осуществление программы легла на плечи предприятий агропромышленного комплекса. Программой предусмотрено выделение финансирования в размере 199,7 млрд руб. (90%) за счет собственных средств предприятий отрасли. Еще 7,6 млрд руб. предполагалось выделить из бюджета и 13,4 млрд руб. – профинансировать за счет кредитов госбанков.

Однако выделенной суммы оказалось недостаточно для реализации всех предусмотренных программой инвестпроектов, из-за чего общий объем и структура финансирования неоднократно пересматривались. С учетом последних изменений от 09.12.2020 общий объем средств, направленных на развитие сельского хозяйства в рамках программы, составил 222,8 млрд руб., увеличившись на 2,1 млрд руб. При этом финансовое участие бюджета выросло до 8,2 млрд, банков – до 14,7 млрд руб.

В 2020 г. программа должна быть завершена. Однако уже сейчас можно сказать, что, несмотря на значительный объем потраченных средств, она не достигла большинства поставленных целей. Исходный документ программы содержит таблицу целевых показателей, благодаря которым мы можем оценить эффективность ее реализации, сопоставив плановые значения с фактическими данными из отраслевых сборников Белстата.

Результаты сравнения (см. таблицу) неутешительны: из 9 целевых параметров программы, которые можно сравнить с фактическими данными Белстата, только один – индекс производства продукции растениеводства – был достигнут. По остальным показателям программа провалилась.

Индекс валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве в сопоставимых ценах гораздо ниже ожидаемых значений. Рентабельность продаж сельскохозяйственных организаций осталась низкой, а без участия высокоэффективных фермерских хо­зяйств итоговое значение было бы еще ниже. Отношение кредиторской задолженности и задолженности по кредитам и займам к выручке от реализации говорит о крайне тяжелом финансовом состоянии сельскохозяйственных организаций.

Получается, что реализация новых инвестиционных проектов не только не принесла должного экономического эффекта, а еще больше увеличила финансовую нагрузку на предприятия отрасли, подорвав их финансовую устойчивость. Инвестиционные проекты вымыли все оборотные средства предприятий и еще больше повысили их закредитованность, создавая порочный круг, выбраться из которого без помощи государства уже не получится. Из-за того, что государство приняло на себя обязательство по компенсации части процентов по банковским кредитам, неэффективная реализация программы повлечет за собой увеличение расходов бюджета, а значит, провал программы в какой-то степени заденет каждого из нас. С учетом того, что бюджет в ближайшие годы вряд ли сможет стать профицитным, необходимость субсидирования процентных платежей повлечет за собой увеличение государственных расходов, что неизбежно вызовет урезание других статей государственного бюджета, и вряд ли это будут расходы на государственное управление или правоохранительные органы.

 

Сравнение прогнозных значений программы с данными Белстата

 

2016

2017

2018

2019

2020

Рентабельность продаж, %

План

5,80

7,00

8,00

9,00

10,00

Факт

2,7

6,9

4,3

4,6

-

Введение в оборот мелиорированных земель, тыс. га

План

37,8

31,3

25,4

26,3

37,8

Факт

2,4

2,9

1,2

1,9

5,2

Индекс производства продукции в фермерских хозяйствах

План

126,5

155,5

187

225

282,5

Факт

112

126

113

134

-

Производительность труда в сельском хозяйстве

План

107,9

106,9

106,3

106,2

105,5

Факт

106,5

108,9

99,2

108,4

-

Темп роста экспорта с/х продукции и продуктов питания

План

107,9

106,9

106,3

106,2

105,5

Факт

0,95

1,17

1,06

1,05

-

Отношение КЗ, кредитов и займов к выручке от реализации

План

1,1

1,07

1,05

1,02

1

Факт

1,29

1,24

1,12

1,12

-

Индекс производства продукции растениеводства

План

103,7

105,6

107

108,8

109,3

Факт

105,9

112,5

105,6

111,6

-

Индекс производства продукции животноводства

План

102,5

106,4

110,4

114,4

118,3

Факт

101,5

103,4

102,6

103,1

-

Индекс валовой добавленной стоимости  в сопоставимых ценах

План

-

105,2

107,2

109,1

111,4

Факт

97,5

102,5

103,1

101,2

-

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений