$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Программа программе рознь

26.06.2009

Российская аудиторская компания ФБК опубликовала на своем сайте www.fbk.ru исследование «Страны СНГ и мировой кризис: общие проблемы и разные подходы», в котором анализируются влияние мирового экономического кризиса и методы борьбы с ним. Хотя авторы исследования не располагали полной информацией об антикризисных действиях белорусского правительства, результаты его усилий они оценили весьма высоко.

Авторы исследования полагают, что наличие (отсутствие) программ или планов антикризисных действий имеет важное значение с точки зрения оценки успешности противостояния кризису в той или иной стране. И дело здесь не в излишней формализации подхода к оценке. Причина в том, что если кризис глобальный и носит системный характер, а это именно так, то с ним невозможно бороться никак иначе, кроме как на системной основе, требующей реализации программно-целевого подхода. Однако в острую фазу кризиса эти страны вошли не одновременно, и сила его воздействия на их экономики оказалась весьма различной.

На заседании экономического клуба ФБК, представляя исследование, директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отметил, что в некоторых странах, в частности, в Украине и Молдове антикризисные программы вовсе отсутствуют. А лидер Узбекистана Ислам Каримов попросту написал монографию, посвященную путям выхода из кризиса. В России же антикризисная программа утверждена только 19 июня. О белорусских мерах борьбы с кризисом эксперты ФБК смогли судить только по данным Статкомитета СНГ, газетным публикациям и посланию Президента страны А.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию РБ, опубликованному в апреле 2009 г. Но из него исследователи почерпнули лишь «лозунги, призывы, советы» по сохранению ранее выбранного курса развития страны. Особо отмечен в исследовании призыв о необходимости «…на корню пресекать возникновение иждивенческих настроений у хозяйствующих субъектов». В этом белорусский подход, полагают эксперты ФБК, демонстрируя глубокое знание ситуации в нашей стране, «коренным образом отличается от российской практики». В исследовании подчеркнуто, что «политика «ручного управления», составление разного рода списков системообразующих предприятий и т. п. как раз формировали в России у значительной части бизнеса иждивенческие настроения, демотивировали его к собственной активной антикризисной деятельности». Важна для Беларуси и президентская установка на то, что «пора уже не просто реагировать на потребительские предпочтения, а формировать их». Таким образом, по мнению экспертов ФБК, Беларусь не просто признает важность ставки в условиях кризиса на стимулирование спроса, но и пытается сделать это. Отмечены также изменения с 1.01.2009 г. некоторых налогов и условий господдержки предприятий.

В исследовании признается, что текущие социально-экономические результаты Беларуси, в частности ВВП, объем промышленного производства по сравнению с Россией «однозначно свидетельствуют о том, что ситуация на белорусской земле лучше». Значительный рост денежных доходов населения (20,9% в I квартале 2009 г. по сравнению с I кварталом 2008-го) и сохранение доверия населения к банкам (подкрепленное высокими ставками по вкладам) экспертов и вовсе удивил. Портит общую картину лишь заметное снижение перевозки грузов и скромное состояние международных резервных активов нашей страны.

В отношении перспектив самого СНГ эксперты ФБК настроены весьма скептично. Сравнивая текущие показатели стран-участниц и оперативность и эффективность совместных действий, авторы исследования пришли к выводу, что последние пока не слишком успешны.

Так, подчеркнуто, что совместный российско-белорусский антикризисный план, подписанный в начале года, безусловно, заслуживает анализа… если бы с ним можно было где-нибудь ознакомиться. Но его нет даже на официальном сайте Союзного государства. О содержании упомянутого плана можно судить лишь по высказываниям представителей власти. Но что говорить о мероприятиях по обеспечению равных условий поставок товаров двух стран на их рынки в свете последней «молочной войны» и связанных с этим заявлениями политиков?

Еще одним документом, посвященным антикризисным действиям, является План по реализации совместных мер государств — членов ЕврАзЭС по преодолению последствий мирового финансового кризиса и создание Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

Оценка совместных действий по противодействию кризису должна также производиться с учетом явно непростых двусторонних отношений. Более того, число таких межстрановых конфликтов растет. Между тем эксперты ФБК констатируют, что полярность текущей социально-экономической ситуации также не свидетельствует о какой-то скоординированности и в целом об эффективности совместных действий. Таким образом, на уровне стран СНГ в принципе повторяется та же ситуация, что и в целом в мировом сообществе. Признавая важность объединения усилий на межстрановом уровне для противодействия кризису, предпринимая определенные координационные действия, страны СНГ пока оказываются не в состоянии совместно эффективно бороться с кризисом.

Анализируя программы борьбы с кризисом правительств стран СНГ, авторы исследования пришли к выводу, что лучшие из них — у Казахстана. Хотя его текущие основные социально-экономические показатели уступают, к примеру, Узбекистану или Азербайджану, именно Казахстан сегодня заслуживает первенства в антикризисной деятельности. Следует отметить и антикризисную программу Армении, в которой наилучшим образом определены приоритеты: инфраструктура, малый и средний бизнес.

По оценке экспертов ФБК, лучшие социально-экономические показатели среди стран СНГ по итогам января-апреля 2009 г. у Узбекистана и Азербайджана, худшие — у Украины и Молдовы. Немногим лучше ситуация в России, что объективно усиливает нарастание центробежных тенденций в СНГ. По словам И.Николаева, главными проблемами для стран СНГ остаются сжатие потребительского спроса и сокращение инвестиций в основной капитал. По его мнению, “кризис — это момент истины для стран СНГ”. “Когда центр сильный, все стремятся к нему, а когда слабеющий, как сейчас Россия, такого не происходит”, — отметил И.Николаев. Слабый центр — слабое Содружество, подчеркнуто в исследовании. О неэффективности совместной деятельности стран СНГ по противодействию кризису свидетельствуют фактическое отсутствие плана совместных действий, растущее число межгосударственных конфликтов, огромные межстрановые отличия по состоянию экономики, затягивание с формированием антикризисного фонда. Кризис для СНГ является моментом истины.

Леонид Фридкин


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях