Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.87
Серебро:
2.01
Платина:
86.6
Палладий:
171.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Программа повышения конкурентоспособности отечественной экономики слишком хороша, чтобы поверить в ее осуществимость

На прошлой неделе президиум Совета Министров рассмотрел и одобрил Программу структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь...
На прошлой неделе президиум Совета Министров рассмотрел и одобрил Программу структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь. Чтобы она не осталась "хорошим научным документом", правительство намерено до 1 сентября разработать план мероприятий по ее реализации.

Документ может стать бальзамом для ран отчаявшихся белорусских реформаторов, хотя и декларирует направленность "на поэтапное построение социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства". Называя сдерживающие экономическое развитие (а с ним и повышение конкурентоспособности) факторы (изношенность производственных фондов, устаревшие технологии, низкий уровень менеджмента, высокая налоговая нагрузка, отсутствие конкурентной среды, несовершенство нормативно-правовой базы), программа предлагает простые для понимания, но сложные для исполнения меры по их устранению.

Признавая то, что нынешняя структура белорусской экономики полна диспропорций, "унаследованных от СССР, а также ставших следствием экономического кризиса", программа предлагает приблизить ее к "внутреннему и внешнему спросу", проще говоря, начинать производить не то, что умеем, а то, что будет востребовано рынком. Постепенность процесса структурной перестройки, по мысли разработчиков, должна проявиться в том, что количественные сдвиги не будут революционными, в отличие от качественных (см. таблицу).

Основные показатели конкурентоспособности промышленности, %

============================================================
Показатели                                 Годы     
                             -------------------------------
                              2002 (отчет)   2010 (прогноз)
=============================================================
Удельный вес в объеме
производства продукции:
потребительских
товаров                           34,9           46
продукции, изготовленной из
местного сырья                    27,2           38
новой продукции                    9,6           26
сертифицированной продукции       48,4           60
Уровень рентабельности продукции  10,5           24
Удельный вес прогрессивных
технологий в общем объеме           19        55-60
Износ активной части основных
производственных фондов             82           65
============================================================

Кроме того, результатом реализации программы должно стать увеличение удельного веса сертифицированной по мировым стандартам продукции к 2010г. до 90% с 51,6% в 2002г.; производств высоких технологичных укладов с 9% до 35% соответственно.

Вторя сразу всем независимым экспертам и аналитикам, программа считает необходимым реструктуризировать убыточные производства, искусственно поддерживаемые за счет бюджета, прекратить прямое и косвенное субсидирование бесперспективных предприятий, избавиться от страха "банкротить" такие предприятия, а чтобы освободившимся в результате ликвидации неэффективного производства людям было куда пойти, развивать и оказывать господдержку малому бизнесу. Документ предлагает стимулировать реформирование реального сектора, "ускорить" приватизацию, а на вырученные от нее средства модернизировать перспективные производства, "углубить" рыночные реформы, снизить налоговую нагрузку за счет сокращения и отмены сборов и отчислений с выручки, переориентироваться с косвенного на прямое налогообложение.

По замыслу разработчиков, структурная перестройка белорусской экономики пройдет в два этапа.

Первый (до 2005г.) -- "период развернутого построения рыночных отношений" и соответствующих им институциональных изменений. В это время еще не планируется избавиться от убыточных и неперспективных, которые производят никому не нужную продукцию, но уже "снизить их удельный вес", точечно поддерживать производства и инвестиционные проекты, отнесенные к числу важных, экспортоориентированных и импортозамещающих. Предполагается, что в это время будут накоплены средства для "радикальных преобразований структуры экономики в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынков", которые наступят после 2005г.

Программа предполагает, что государство должно четко определить позицию в отношении каждого своего предприятия -- что продать за условную цену, а что за деньги, что реструктуризировать, что "банкротить", что санировать, а что поддерживать дальше.

Разработчики определили 13 конкурентных преимуществ Беларуси, на развитие и максимальное использование которых предлагается сделать ставку. Среди них высокое качество человеческого капитала, низкая цена рабочей силы, развитый научно-технический потенциал, выгодное экономико-географическое положение, наличие конкурентоспособных производств (тракторы, холодильники, телевизоры), наличие магистральных нефте- и газопроводов на территории страны, наличие больших запасов возобновляемых лесных ресурсов и пресной воды, калийных солей и др. Имеется в документе и перечень "точек роста" из 62 промышленных предприятий, названы жизненно необходимые инвестиционные проекты по всем отраслям отечественного хозяйства.

Не надо думать, что для достижения вышеперечисленных результатов разработчики изобрели нечто такое же уникальное, как знаменитая белорусская модель экономического развития. Сделать надо всего ничего: обеспечить низкое налоговое давление на производство -- и у предприятий появятся средства для модернизаций и техперевооружений; создать "нормальный инвестиционный климат" -- и найдутся желающие вложить деньги в нашу экономику; снизить уровень инфляции -- и станет возможным копить и аккумулировать средства на эти же цели; а также обеспечить "высокий уровень экономической свободы"; перейти от административных к экономическим методам регулирования, ликвидировать административные барьеры в развитии бизнеса. Почти сказочно звучит обещание сделать заработную плату надежным источником средств, обеспечивающим достойное существование работнику и его семье и тем самым обеспечить социальную защищенность.

Авторы документа уточняют, что обеспечить конкурентоспособность может только системный подход к решению этой проблемы. "Недостаточно принять некий "план мероприятий"... в действующей системе экономических координат его реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие на конкурентоспособность... необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру экономики, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий", -- читаем мы в документе. Для этого придется "произвести соответствующую корректировку нормативных и правовых актов, прогнозных параметров социально-экономического развития страны на ближайшую перспективу".

Не оставляя Беларусь за кадром глобализации, документ предлагает меры по поэтапному вступлению в ВТО и даже ЕС.

Как хочется быть оптимистом! Но изложенное в программе слишком хорошо, чтобы стать реальностью, ибо до сегодняшнего дня все делалось с точностью до наоборот.