$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ПРОГРАММА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА©

03.04.2012

На реализацию Государственной программы развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года, утв. постановлением Совмина от 29.02.2012 № 194, потребуется 5,4 млрд. USD. Эти деньги планируется направить на строительство новых и модернизацию действующих энергоисточников.

Целью программы является повышение эффективности и надежности национальной энергосистемы, призванной удовлетворить энергетические потребности отечественной экономики, оцениваемые в 2015 г. в 39,35 млрд. кВтЧч электрической и 70 млн. Гкал тепловой энергии. Для их выработки необходимы ввод новых генерирующих мощностей и модернизация действующих. Например, приближается к предельному срок службы основного оборудования Лукомльской ГРЭС и половины энергоблоков Березовской ГРЭС, технико-экономические показатели их работы уступают современным парогазовым блокам на 25–30%. Аналогичная ситуация со сроками службы и эффективностью энергооборудования складывается на ряде отечественных ТЭЦ, трансформаторных подстанциях, в электрических и тепловых сетях.

Согласно программе к концу пятилетки установленная мощность Белорусской энергосистемы должна составить 8934 МВт. Всего будет введено 2241 МВт новых электрических мощностей (с учетом реализованных проектов в 2011 г.), в т.ч. парогазовые энергоблоки — по 400 МВт на Лукомльской и Березовской ГРЭС, Минской ТЭЦ-5. Параллельно будут выведены из эксплуатации 1820 МВт устаревших мощностей, в т.ч. на Березовской ГРЭС — 470 МВт, Лукомльской ГРЭС — 900 МВт, минских ТЭЦ-3 (100 МВт) и ТЭЦ-2 (29 МВт), Новополоцкой ТЭЦ — 100 МВт.

Планируется добиться максимального замещения импортируемых ТЭР, прежде всего российского газа. Новое или модернизируемое энергооборудование, работающее на газе, должно быть максимально эффективным, отмечается в программе. Запланирован ввод в 2014 г. электрокотлов на Гомельской ТЭЦ-2 мощностью 80 МВт, подготовлена их установка на минских ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4. Подготовительные работы для ввода после 2015 г. газотурбинных установок предполагаются также на ТЭЦ в других городах.

Особое внимание в программе уделено развитию возобновляемой энергетики (прежде всего гидро- и ветроэнергетики) и экономически целесообразному использованию местных видов топлива. Доля этих энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива республики должна вырасти с 20,6% в 2010 г. до 30% к 2016-му.

Реализация мероприятий госпрограммы должна позволить ГПО «Белэнерго» сэкономить к концу пятилетки 1265 тыс. т у.т., уменьшить потребление им природного газа на 1,26 млрд. м3. В результате доля его потребления Белорусской энергосистемой сократится с 96,3% в 2010 г. до 94,7% к 2016 г. Кроме того, будут снижены импортоемкость производства энергии, технологический расход на ее передачу в магистральных и распределительных сетях.

Стоимость этих мероприятий оценивается в 5,4 млрд. USD, из которых 3,93 млрд. — капитальные вложения и 1,47 млрд. — возврат кредитов. Финансирование госпрограммы предполагается из собственных средств организаций, участвующих в ней, республиканского бюджета, инновационного фонда Минэнерго, а также за счет кредитов (1,3 млрд. USD) и прямых инвестиций.

Финансовое обеспечение программы рассчитано на реформированную тарифную политику в сфере энергопотребления. По мнению авторов, в настоящее время она не соответствует экономическим интересам производителей энергии, что не обеспечивает достаточного объема собственных доходов и требует дотаций из бюджета. В Беларуси средний тариф на электроэнергию на 1.01.2012 г. для промышленных потребителей составил 0,14 USD/кВтЧч, для населения — 0,026 USD/кВтЧч. Поэтому намечено сокращение перекрестного субсидирования в тарифах на энергию, которое будет проводиться поэтапно. В частности, с 2012 г. будут отменены льготные энерготарифы для отдельных юрлиц и ИП. Кроме того, произойдет поэтапное повышение возмещения населением затрат на оказание услуг по энергоснабжению с доведением до уровня себестоимости, но не менее 60% к 2015 г., а также тарифов на электроэнергию для производственных нужд сельскохозяйственных потребителей до уровня, установленного для одноставочных промышленных и приравненных к ним потребителей. При этом тарифы для юрлиц на электроэнергию сохраняются на уровне, установленном с 1.09.2011 г. (с учетом индексации), а на тепловую в 2012–2015 гг. устанавливаются не ниже себестоимости ее производства.

Запланировано также реформирование управления белорусской энергосистемой с ориентацией на рыночные условия. Сегодня отсутствие хозяйственной самостоятельности у предприятий не стимулирует их к снижению затрат. Поэтому программой предусматривается разделение энергосистемы по видам деятельности на производство, передачу, распределение и продажу электро- и тепловой энергии. На первом этапе (2012– 2013 гг.) предполагается создание единой электросети в хозяйственном ведении РУП «Высоковольтные электрические сети», на втором (2014 г.) — РУП «Белгенерация» с последующим его акционированием. На третьем этапе (с 2015 г.) предусмотрено формирование оптового рынка электроэнергии с созданием организации-оператора.

Структурное реформирование электроэнергетики послужит, по мнению авторов программы, созданию благоприятных условий для привлечения в отрасль частного капитала, в т.ч. зарубежного. Однако исключительное право государства на оперативно-диспетчерское управление энергосистемой, системообразующие сети, управление оптовым и розничным рынками электроэнергии в республике сохранится.

Иван МИХАЛЕВИЧ