$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРОГРАММА ДЛЯ «ТИГРА»

25.02.2011

На внеочередной сессии Палаты представителей одобрена программа деятельности правительства на 2011—2015 годы. Представляя депутатам ее окончательный вариант, премьер-министр Михаил Мясникович заявил, что перед правительством поставлены «беспрецедентные по напряжению задачи» по обеспечению в среднесрочной перспективе темпов роста экономики, которые соответствуют росту, достигнутому «азиатскими тиграми». Для их выполнения необходимо серьезно изменить стиль и методы работы государственных органов.

«Мы создадим необходимые мотивационные механизмы и постараемся раскрепостить инициативу и предприимчивость белорусских граждан», — пообещал глава правительства.

Одно из основных нововведений — смещение центра принятия оперативных хозяйственных решений и ответственности за результат с центрального правительства на уровень министерств, регионов и предприятий. По словам премьера, уже первые недели работы показали, что некоторым руководителям удобнее жить в условиях излишней централизации.

В своем докладе и ответах на вопросы депутатов М.Мясникович отмечал необходимость изменения системы макроэкономического прогнозирования. Новая редакция Закона «О государственном прогнозировании» уже подготовлена. При этом качественные показатели эффективности экономики, производительности труда и внешней торговли эволюционно заменят или, по крайней мере, отодвинут на вторые места «план по валу». Отметим, что пока субъектов хозяйствования отнюдь не обрадовал поток дополнительных требований по представлению прогнозных показателей — как количественных, так и качественных.

М.Мясникович заверил депутатов, что правительство не допустит, чтобы приватизация привела к расцвету в республике «дикого капитализма». Во-первых, приватизированный завод никуда не уедет, а будет работать на нашей земле и платить налоги в белорусский бюджет. Во-вторых, доходы от приватизации пойдут на модернизацию и создание новых предприятий. Сегодня в приватизационные списки включено примерно 250 госпредприятий. В первую очередь планируется продать убыточные. Глава правительства не объяснил, каким образом собираются убедить бизнесменов вложить капитал в неэффективные организации. К тому же опыт передачи некоторых предприятий выбранным без всякого конкурса и гласности инвесторам показывает, что ни дополнительных налогов, ни рабочих мест они не создали — скорее, наоборот.

Много сомнений вызывает план выхода за 5 лет на положительное сальдо внешней торговли. Премьер-министр признал, что без реструктуризации экономики даже при благоприятном стечении обстоятельств дефицит внешней торговли к 2015 г. составит не менее 4,5 млрд. USD. Чтобы этого избежать, правительство наметило ряд мер по увеличению экспорта, который за пятилетку должен вырасти вдвое. Но темпы роста импорта должны быть меньше. Помочь тут должны местные сырьевые ресурсы и производство с высокой добавленной стоимостью и низкой импортоемкостью. Исключение сделают только для инвестиционного импорта. «Наши расчеты показывают, что потребуется его увеличение в 4 раза, а значит, потребительский и промежуточный не может увеличиться более чем в 1,5–1,7 раза. Только такой подход обеспечит нулевое сальдо в 2014 г. и рост доли машин и оборудования в инвестициях», — подчеркнул М.Мясникович.

Точками экономического роста планируется сделать вертикально интегрированные холдинги, которые будут создаваться в отраслях, работающих преимущественно на местном сырье — например, в кожевенно-обувном секторе, АПК, пищевой, льняной и деревообрабатывающей промышленности. Именно эти отрасли, по мнению премьера, способны обеспечить значительный прирост производства и экспорта при минимальном увеличении импорта. При этом М.Мясникович пообещал, что правительство обеспечит равные условия хозяйствования эффективному собственнику вне зависимости от того, государственное это предприятие или частное, отечественное или иностранное.

Премьер вновь отметил необходимость структурной перестройки экономики в пользу опережающего развития сферы услуг — к 2015 г. их доля в формировании ВВП должна составить не менее 50%, причем половина этого должна быть достигнута за счет малого и среднего бизнеса.

Для повышения экономических стимулов следует существенно либерализировать условия оплаты труда, в т.ч. в бюджетных организациях. При этом крупные бонусы для руководителей будут привязаны, в частности, к эффективности инновационных проектов и экспорту. Отвечая на вопрос депутата Сергея Крыжевича, глава правительства подчеркнул, что рост заработной платы, в т.ч. и в сельхозорганизациях, должен зависеть от производительности труда.

Амбициозные цели поставлены в сфере инновационного развития. За 5 лет планируется реализовать более 200 прорывных инновационных проектов. Финансировать их будут за счет китайских кредитов, а также иностранных кредитных линий, полученные белорусскими банками.

М.Мясникович отметил, что впервые в программе правительства предусмотрены целевые меры по повышению позиций республики в ведущих международных рейтингах. Если мы ориентируемся на открытую экономику, стремимся привлечь иностранного инвестора, то нужно работать по критериям, которые выработало международное сообщество. «Мы не игнорируем выводы и рекомендации международных финансовых организаций. Рейтинги МВФ и Всемирного банка дают мировому сообществу сигнал, что такое Беларусь и какие перспективы сотрудничества с этой страной», — сказал он.

При этом М.Мясникович напомнил о необходимости выполнения задачи по вхождению в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. В этой связи, согласился он с депутатами, правильно ставится вопрос об улучшении инвестиционного климата. В качестве мер в этой области снова были названы проект указа по радикальному сокращению количества обязательных для применения форм первичных учетных документов, а также переход на международные стандарты финансовой отчетности, причем уже в 2012 г. Заметим, что разговоры на эту тему несколько затянулись, а реформа бухучета — дело долгое. Как правило, в других странах, даже продвинувшихся по пути рыночных преобразований куда дальше, чем Беларусь сегодня, она занимает по несколько лет. К тому же, помимо бухучета, нужны и другие преобразования в сфере корпоративных отношений, повышение общей транспарентности отечественных компаний, и уровня защиты инвесторов.

Правительство также прорабатывает вопрос по вхождению Беларуси в рейтинги глобальной конкурентоспособности, экономической свободы, планируется переход в более высокую группу классификации кредитных рисков. За каждой «составляющей» рейтинга персонально закреплены члены правительства. Видимо, им придется нелегко: международные институты, составляющие подобные рейтинги, исходят не только из формальных процедур и статистических данных, но и экспертных оценок, не подвластных административному ресурсу.

Анна ФЕДОРОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях