$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

АПК

Программа для аграрного бизнеса: 2200 триллионов рублей на 5 лет

29.03.2016

Структура перспективного планирования развития отечественного АПК существенно меняется.

Совмин постановлением от 11.03.2016 № 196 утвердил Государственную программу развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы (далее – Программа). На ее финансирование планируется направить 2209,9 трлн. Br (порядка 100 млрд. USD по нынешнему курсу).

Программа состоит из 11 подпрограмм, охватывающих основные направления растениеводства, животноводства, переработки и реализации их продукции, технического переоснащения и информатизации АПК и т.п. На их финансирование предполагается в 2016–2020 гг. направить всего 92 трлн. Br из республиканского и местных бюджетов и 1996,9 трлн. – собственных средств сельхозорганизаций (по-видимому, авторы Программы уверены, что такие ресурсы в АПК имеются). Кроме того, должно быть выделено 120,6 трлн. Br кредитов, в т.ч. 30,4 трлн. – льготных. При этом льготное кредитование будет доступно лишь тем, кого назовут в ежегодно принимаемых правовых актах либо по указанию облисполкомов по согласованию с банками. Запрещена господдержка за счет республиканского бюджета мероприятий Программы без основания финансирования, закрепленного в законах, решениях Президента и правительства. Исполнителям мероприятий предстоит отчитываться за используемые средства, а заказчикам – составлять сводные отчеты по всем источникам финансирования.

Впрочем, арсенал помощи АПК будет довольно разнообразным. Он включает, в частности, информационное и маркетинговое обеспечение сельхозпредприятий, оказание им консультационных услуг, проведение республиканских, областных, районных соревнований, погашение задолженности по лизинговым платежам, развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве, развитие аграрной науки, проведение закупочных и товарных интервенций на рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия.

В Программе декларируется множество целей: от повышения эффективности сельскохозяйственного производства и конкурентоспособности продукции до формирования рыночных механизмов хозяйствования и развития аграрного бизнеса. Реализация ее мероприятий, как ожидает правительство, позволит увеличить продовольственный экспорт до 6,2 млрд. USD к 2020 г. и обеспечить рост производительности труда в сельском хозяйстве в 1,4 раза по сравнению с 2015 г.

Сводными целевыми показателями Программы определены экспорт, производительность труда, отношение кредиторской задолженности и задолженности по кредитам и займам к выручке. Установлены и ежегодные промежуточные значения. В 2016 г., например, по первым двум показателям планируется рост на 4,5% и 7,9% соответственно по отношению к предыдущему году, по последнему – снижение до коэффициента 1,1. В дальнейшем этот коэффициент за счет финансового оздоровления организаций АПК и роста их выручки должен продолжить падение до 1 к 2020 г.

Для подпрограмм установлены различные целевые показатели. Скажем, в подпрограмме «Структурные преобразования в агропромышленном комплексе» – рост рентабельности продаж в сельском хозяйстве с 5,8% в 2016 г. до 10% к концу пятилетки. На 1 января т.г. в АПК насчитывались 1469 организаций, в т.ч. 452 унитарных предприятия, 225 СПК (колхозов), 792 хозяйственных общества (в т.ч. 612 ОАО и ЗАО, 168 – ООО, 12 – ОДО). Пока частный бизнес не демонстрирует особой заинтересованности в инвестировании в сельское хозяйство. Не замечено здесь и активности иностранного капитала. Причин для этого немало: от трудностей с получением земельных участков до долгов сельхозпредприятий, которые на 1 февраля т.г. превысили 114,2 млрд. Br (перед покупателями, а также по кредитам и займам).

Мероприятия подпрограммы включают создание различных моделей и форм реформирования неплатежеспособных организаций: присоединение, слияние, продажу, безвозмездную передачу, аренду, доверительное управление. Остается надеяться, что такие предложения заинтересуют потенциальных инвесторов.

Более реалистичными представляются надежды, связанные с подпрограммой «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования». Сегодня в белорусском АПК насчитывается около 3 тыс. малых организаций, прежде всего – крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). Поскольку в минувшей пятилетке они добились определенных успехов, теперь им установлен целевой показатель – индекс производства продукции сельского хозяйства, который должен вырасти за 5 лет с 26,5% до 282,5%.

Между тем, даже если КФХ и удастся добиться 10-кратного роста, доля этого сегмента в отечественном сельском хозяйстве останется довольно скромной. Пока его удельный вес в валовом сельхозпроизводстве составляет всего лишь 2%. Многолетняя политика ориентации на крупнотоварных производителей ограничивает роль фермеров. У них меньше возможностей для развития, нет серьезной господдержки, а потому и желающих создавать КФХ до сих пор немного.  При этом в подпрограмме не заметно мероприятий, способных стимулировать фермерскую деятельность.

Авторы постановления № 196 признают, что на достижение целей и решение задач Программы может повлиять ряд рисков – природно-климатических, торгово-экономических, макроэкономических, внешнеторговых, операционных и социальных. Недостаток собственных оборотных средств сельхозорганизаций, а также средств из других источников может негативно отразиться на соблюдении техрегламентов производства продукции, привести к снижению объемов производства. В результате к 2020 г. риск недобора продукции растениеводства и животноводства оценивается в размере около 20 и 40% к уровню 2015 г.

Контролировать выполнение целевых показателей подпрограмм и всей Программы правительство намерено поэтапно с помощью специальной методики и формул. На первом этапе будет оцениваться степень достижения плановых значений целевых показателей, характеризующих задачу каждой подпрограммы, желаемой тенденцией достижения которых является увеличение или снижение их значений. На втором этапе должна оцениваться степень достижения цели всей Программы, а в заключение – эффективность ее реализации. Остается надеяться, что утвержденные Совмином коэффициенты эффективности будут подтверждены реальными урожаями и финансовыми результатами предприятий АПК.

Автор публикации: Иван МИХАЛЕВИЧ