$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРОГНОЗ ВЫНУЖДЕННОГО ПАДЕНИЯ©

09.06.2015

В 2015—2016 гг. Беларусь ждут нелегкие испытания: спад в экономике, ухудшение уровня жизни населения и рост безработицы. Такие выводы содержатся в макроэкономическом прогнозе, подготовленном Исследовательским центром ИПМ при поддержке Немецкой экономической группы. Собственно, многие названные в нем явления мы уже наблюдаем — вопрос лишь в том, какими окажутся итоговые цифры, которые в обзоре заметно пессимистичнее официальных прогнозов.

В ИПМ полагают, что в условиях ужесточения фискальной и кредитно-денежной политики, ухудшения финансового состояния предприятий и высоких реальных процентных ставок государственные расходы на конечное потребление снизятся в 2015 г. на 4,1%, валовое накопление основного капитала — на 8,4%, а ВВП — на 3,5%. При этом внутренний спрос даст 9,5 п.п. снижения прироста ВВП. Сокращение реальных доходов населения (в т.ч. средней реальной зарплаты на 4,3%) и рост безработицы приведут к снижению расходов домашних хозяйств на конечное потребление на 5,1%.

Никаких

драйверов

Сокращение ожидается практически по всем элементам совокупного спроса, в т.ч. внешнего. Экспорт в Россию и другие страны СНГ падает как в натуральном, так и в стоимостном выражении, причем по всем группам товаров. Из-за спада в российской экономике сократились объемы продаж белорусских инвестиционных, промежуточных и потребительских товаров, в т.ч. продовольствия. Падение цен на нефть и нефтепродукты ведет к сокращению как экспорта, так и импорта в стоимостном выражении. Только за счет роста поставок в дальнее зарубежье калийных удобрений отчасти удастся компенсировать эти потери. Кроме того, в ИПМ надеются, что сальдо торгового баланса улучшится за счет падения импорта — как из-за политики властей по его ограничению, так и в связи со снижением реальных доходов населения и девальвации белорусского рубля. Предполагается, что в реальном выражении экспорт в РФ упадет на 4,7%, в другие страны — на 3,6%, а импорт в целом — на 11,2%. В результате вклад чистого экспорта в прирост ВВП в 2015 г. составит 6 п.п.

В 2016 г. ожидается, что рост экспорта и импорта в номинальном выражении может составить около 9%. Согласно прогнозу, отрицательное сальдо торговли товарами в 2015 г. составит около -1,9 млрд. USD, а в 2016-м — -2,3 млрд., а сальдо торговли услугами — +2,3 млрд. и 2,4 млрд. USD соответственно. Такой результат, полагают в ИПМ, удастся обеспечить за счет транзита нефти и газа, экспорта транспортных, компьютерных и информационных услуг. Одновременно можно ожидать роста импорта строительных, финансовых услуг и платежей за пользование интеллектуальной собственностью.

Ожидается, что сальдо счета первичных доходов будет отрицательным и в 2015 г., и в 2016 г. вследствие увеличения начисленных нерезидентам процентов по обязательствам (кредитам и прямым инвестициям) органов госуправления, а также сектора нефинансовых организаций. Сальдо счета вторичных доходов станет положительным в 2015 г. и останется таким в 2016-м благодаря соглашению об оставлении в белорусском бюджете экспортных пошлин на нефтепродукты и распределению в нашу пользу таможенных пошлин между странами — членами ЕАЭС.

Согласно прогнозу в 2015 г. отрицательное сальдо текущего счета сократится до 1,5 млрд, или 2,6% ВВП, вследствие появления положительного сальдо счета вторичных доходов. В 2016 г. оно вырастет до 2 млрд. USD, или 3,2% ВВП.

В 2016 г. можно надеяться на некоторое улучшение во внешней торговле, хотя бы за счет эффекта «низкой базы», особенно, если власти смягчат макроэкономическую политику, а дела в России пойдут на поправку. Правда, авторы обзора не уточнили, возможен ли такой вариант, да и многие эксперты в самой России в этом сомневаются. В любом случае нехватка инвестиций не позволит нарастить валовое накопление основного капитала больше, чем на 3,9%, т.е. оно останется ниже, чем в 2010-м, а рост ВВП будет близок к нулю. Продолжится снижение потребления домохозяйств из-за низкой занятости, несмотря на ожидаемый скромный прирост реальной зарплаты на 2,7%.

Картина

экономического

реализма

По мнению ИПМ, «портрет» национальной экономики меняется к лучшему. Но только тонкие ценители пока могут заметить эти улучшения. Отказ от режима фиксированного обменного курса; переход к монетарному таргетированию и гибкому обменному курсу; ужесточение фискальной политики (в первую очередь, в области расходов), сокращение объемов директивного кредитования в экономике; сдерживание роста зарплаты вместо ее искусственного стимулирования позволяют надеяться на благотворный результат.

В первую очередь, должно улучшиться состояние счета текущих операций платежного баланса. Это произойдет благодаря повышению степени гибкости обменного курса, улучшению сальдо вторичных доходов. Новый режим обменного курса и жесткая монетарная политика снижают уязвимость к финансовым шокам в 2015 г. Но в более долгосрочной перспективе проблема по-прежнему остается актуальной.

Традиционно одной из главных угроз в последние годы была девальвация рубля. Теперь в ИПМ считают, что нынешняя политика курсообразования снижает этот риск. Колебания обменного курса будут в первую очередь зависеть от состояния счета текущих операций, которое можно считать приемлемым в 2015 г. при среднегодовом курсе около 14 500 USD/Br, 15 500 USD/Br на конец текущего года и 16 000 — следующего. В этом случае при сохранении консервативной монетарной политики можно надеяться, что в 2015 г. среднегодовая инфляция составит 17,5% (преимущественно вследствие инерции), а в 2016-м замедлится до 11,4%, говорится в обзоре. К сожалению, последние вести с БВФБ показывают, как рискованно делать подобные прогнозы.

Ключевым риском в финансовом секторе, по мнению ИПМ, станет проблема ухудшения качества кредитного портфеля и активов банков, хотя их реальное состояние может быть завуалировано с помощью бухгалтерских манипуляций. Другая проблема — снижение золотовалютных резервов, что тоже может привести к падению обменного курса. Многое здесь будет зависеть от возможности хотя бы частично рефинансировать внешний госдолг. Третья проблема — сохранение инфляционных и девальвационных ожиданий, которые могут усилить внешний шок или сами по себе стать «спусковым крючком» нового финансового шока.

Вынужденный профицит

Согласно прогнозу ИПМ консолидированный бюджет в текущем году будет выполнен с профицитом 2% ВВП, а в 2016-м —1,6%. С одной стороны, такой результат является следствием достаточно жесткой фискальной политики, а с другой — зачислением в бюджет доходов от экспортных пошлин на нефтепродукты, которые оцениваются в 2,3 и 2,8% от ВВП. Предполагается, что эти доходы будут направлены на обслуживание внешнего долга.

Доходы консолидированного бюджета, по оценке ИПМ, в 2015 г. составят 30,5% ВВП, а в 2016-м — 30,8% (на 2,3 и 2,6 п.п. больше, чем в 2014-м) и соответствуют эффекту от экспортных пошлин на нефтепродукты. Других значимых изменений в налоговых и неналоговых доходах бюджета не предполагается. Расходы консолидированного бюджета прогнозируются на уровне 28,5% и 29,2% от ВВП соответственно (в 2014-м — 27,1%). Увеличение в основном обеспечит рост госзакупок и текущих трансфертов (на 0,6% от ВВП в 2015 г. и на 0,4% — в 2016-м), что сократит возможный отрицательный вклад государственного потребления в динамику ВВП. Еще одной растущей статьей расходов бюджета являются проценты по государственному долгу, что вызвано девальвацией белорусского рубля. Серьезным грузом для бюджета и экономики в целом останется необходимость погашения прежних заимствований, а также потребность финансировать дефицит счета текущих операций, что приведет к росту обязательств перед нерезидентами в результате привлечения иностранных займов и кредитов. Поэтому неудивительно, что зарплаты в бюджетном секторе и государственные инвестиции в реальном выражении, по мнению ИПМ, должны сократиться.

Рецессия, как считают авторы исследования, приведет к снижению чистого притока прямых иностранных инвестиций в текущем и следующем годах до 1,6 млрд. USD. Предполагается, что основными получателями ПИИ станут промышленность, сфера услуг и банковский сектор. На поступление портфельных инвестиций особо рассчитывать не приходится, поскольку рыночные условия для этого являются неблагоприятными, а суверенные кредитные рейтинги республики остаются низкими.

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях