$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРОГНОЗ СПУСКАЕТСЯ НА ЗЕМЛЮ©

11.11.2011

Жизнь заставляет власти отказаться от амбициозных планов социально-экономического развития страны, по крайней мере на ближайший год. Груз накопившихся проблем и отсутствие внешних и внутренних финансовых источников позволяют надеяться на минимальный — до 1,5% — рост ВВП и доходов населения, заставляют свернуть многие программы, ускорять приватизацию. Об этом говорили во вторник на заседании Совмина, где обсуждались проекты прогноза социально-экономического развития, республиканского бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики на 2012 год.

Попытка реализовать план развития на пятилетку, предусматривающий ежегодный рост экономики в 7–8% в год, потребует вливания около 30 трлн. Br новых эмиссионных средств, объяснил на заседании замминистра экономики Александр Ярошенко. Это повлечет трехкратное увеличение потребительских цен, дальнейшую девальвацию национальной валюты более чем до 20 тыс. Br/USD. Каким окажется при этом падение уровня жизни белорусов, Минэкономики даже не берется рассчитать. Таким образом, единственно возможным путем стабилизации ситуации в стране остается отказ от планов роста ВВП и корректировка монетарной и налогово-бюджетной политики.

Главной своей задачей правительство видит обуздание инфляции в 2012 г. до уровня 19%. Хотя эта цифра также выбивается за рамки экономической безопасности, другого выхода нет — меньший порог потребует радикального сжатия внутреннего спроса, что может привести к снижению ВВП страны на 5%, а уровня жизни населения — на 4%. Впрочем, благосостояние белорусов, существенно пошатнувшееся в нынешнем году, явно перестало быть приоритетом. Замедление до минимума экономического роста неизбежно приведет к серьезному снижению потребления.

Экономить и так придется на самом дорогом. В частности, почти вдвое — с 22 до 12 трлн. Br сократить в 2012 г. финансирование госпрограмм. Таким образом, объемы госинвестиций уменьшатся с 8,4% ВВП в 2010 г. примерно до 2,4% (для сравнения, в текущем году они ожидаются в размере 8% к ВВП). Правда, полностью отказаться от эмиссионного кредитования экономики правительство пока не готово —- согласно предварительному плану в следующем году оно должно составить до 7 трлн. Br. Как и ранее, основная часть этих средств будет направлена на жилищное строительство и в сельское хозяйство. «Мы не должны бросить недостроенные фермы, не должны обмануть граждан, которые сформировали ЖСК, — заявил премьер-министр Михаил Мясникович. — Надо ввести в эксплуатацию 6 млн. м2 жилья и построить не менее 80 ферм».

По мнению премьера, частичное сохранение эмиссионного кредитования — меньшее зло, чем полная остановка строек. Но соблазн закрыть инвестиционные и социальные дыры с помощью печатного станка по-прежнему велик. Идеологи «рыночного социализма» вряд ли без боя откажутся от привычных догм, да и правительство не готово к последовательным шагам. Например, о сокращении госрасходов на содержание бюрократического и силового аппарата речь еще не идет. Между тем, по расчетам Минэкономики, для выхода на целевой уровень инфляции в 2012 г. эмиссию в сентябре–декабре текущего года надо ограничить до 2 трлн. Br. Однако эта сумма уже вброшена за два первых осенних месяца, а потому министерство ожидает дальнейшую девальвацию и инфляцию по итогам 2011 г. не в 119%, а до 125%. «Если мы продолжим в том же духе, выход на целевой уровень инфляции в следующем году будет затруднен», — признал А.Ярошенко. При этом первый заместитель председателя Правления Нацбанка Юрий Алымов сообщил на заседании, что прирост рублевой денежной базы в Беларуси в новом году не должен превысить 25%, или 4,3 трлн. Br, тогда как в текущем году ожидается 60%.

Страна столкнулась с дефицитом внешнего финансирования и его дороговизной. По словам А.Ярошенко, в настоящий момент корпоративный сектор может заимствовать валютные ресурсы за рубежом по ставке не ниже 15%, что экономически нецелесообразно. Можно, конечно, рассчитывать на новые внешние кредиты. Но перспективы их получения весьма туманны. К тому же, затушив сиюминутный финансовый пожар, они усилят долговое давление на экономику.

Уже сегодня отношение внешнего долга к ВВП вплотную приблизилось к порогу экономической безопасности, а расходы по его обслуживанию стали тормозом экономического роста. В 2012 г. по всем статьям внешнего госдолга Беларуси придется выплатить 1,6 млрд. USD. Правительство уверяет в готовности обеспечить платежеспособность по внешним обязательствам. Для этого, как сообщил министр финансов Андрей Харковец, в 2012 г. будет изменена структура расходов бюджета. На погашение и обслуживание государственных и местных долгов направят 21,4 трлн. Br, что в 2,2 раза выше платежей текущего года. Всего же в 2012–2014 гг. платежи государства по внешним и внутренним обязательствам в инвалюте составят 8,9 млрд. USD. В свою очередь, по оценкам Нацбанка, требования банков к экономике в 2012 г. могут вырасти на 23%, или 40 трлн. Br. Ресурсы на это найдутся, если банки смогут привлечь средства населения и предприятий в объеме 22 трлн. Br, а также 16 трлн. — от нерезидентов (на чистой основе).

Остается надеяться, что валюту добудут экспортеры, обеспечив в 2012 г. положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами на уровне 2,6–3% к ВВП. Еще 2,5 млрд. USD должна принести продажа госимущества. К сожалению, пока, по оценкам Минэкономики, на аукционах удается продать лишь около 16% выставляемых объектов. Причина — в завышенной оценке активов, полагает А.Ярошенко. Но сегодня уже не приходится жадничать — правительство готово срочно избавляться от предприятий, ставших балластом для экономики. Так, предлагается выставить на конкурсы в следующем году более 2 тыс. предприятий по цене в 20% от оценочной стоимости имущества, а еще 619 убыточных малых и средних организаций — вообще за 1 базовую величину. Что это за объекты, можно себе представить, учитывая признание А.Ярошенко о том, что сумма их обязательств превышает годовую чистую прибыль в 365 раз. «Эффективно» поуправляв этой собственностью, государство намерено предложить ее инвесторам почти даром при условии погашения долгов и выхода на стабильную работу в течение нескольких лет.

Почти половина предприятий в стране низкорентабельны или вовсе убыточны, признал замминистра. А в условиях жесткой денежно-кредитной политики и открытой конкуренции в рамках ЕЭП в их ряды могут добавиться еще 23% организаций, у которых сейчас рентабельность не более 10%. Минэкономики надеется, что смена формы собственности и сокращение удельного веса государства в экономике с нынешних 70% до 50% сделают белорусские заводы более конкурентоспособными. От новых собственников ждут внедрения передовых технологий и главное — активного привлечения иностранного капитала. По прогнозу, ПИИ на чистой основе в 2012 г. составят 3,7 млрд. USD. Заметим, что этот показатель уменьшен в 1,75 раза по сравнению с запланированным на текущий год.

Таким образом, на глазах рушится один из казавшихся незыблемыми постулатов белорусской экономической модели: не допустить распродажи за бесценок народного достояния, ограничиться «точечной» приватизацией. Смириться с тем, что «точка» разрастется до размеров приличного облака, многие чиновники не готовы. Так, председатель Гродненского облисполкома Семен Шапиро потребовал, чтобы реализация госсобственности согласовывалась с региональными властями. По его словам, к нему уже потянулись бизнесмены из соседних стран в ожидании «предновогодней распродажи» белорусских активов по дешевке. А по мнению помощника Президента Сергея Ткачева, в России и Казахстане именно продажа госактивов частникам стала причиной замедления модернизации экономики. Заметим, что можно ориентироваться и на другие примеры, скажем, Польши и Чехии, или вспомнить, что именно от тех, кто разбогател на «грабительской приватизации», мы, ее не допустившие, ждем сегодня инвестиций.

Пугает чиновников и перспектива роста безработицы. Только в промышленности в ходе приватизации потерять работу могут более 160 тыс. человек. Впрочем, уже сегодня многие увольняются сами, уезжая на заработки за рубеж. Ведь в результате девальвации средняя зарплата в стране в долларовом выражении оказалась в 3–4 раза ниже, чем у соседей. Пока у правительства нет рецепта быстрого решения этой проблемы. И вряд ли он может быть. Ведь пресловутая «жизнь по средствам» предполагает увязку зарплат с производительностью труда, повысить которую потруднее, чем индексировать оклады и пособия. Власти надеются поправить дело с помощью дополнительных налоговых стимулов. Так, снижение налога на прибыль в 2012 г. с 24% до 18% позволит оставить в распоряжении предприятий дополнительно 5,6 трлн. Br, применение ускоренной амортизации и перенос убытков на будущие периоды — еще 4,2 трлн. Правда, нет гарантий, что эти средства пойдут на модернизацию производства, а не на проедание, как это зачастую бывало раньше. Ведь интерес к развитию у нанятого государством менеджера и частного владельца очень разный. Да и второй не станет думать о будущем, если не уверен в нем.

Правительство вдохновляет положительная оценка подготовленного проекта прогноза со стороны МВФ (правда, неизвестно, поможет ли это получить у него очередной кредит). К тому же последнее слово в утверждении документа остается за Президентом. Между тем новый прогноз означает существенное изменение нынешней социально-экономической модели. Произойдет ли отказ от прежних стереотипов и признание верховенства объективных экономических законов над популистскими лозунгами? Времени на раздумье почти не остается — чем дальше государство откладывается решение, тем выше будет цена неизбежных реформ для общества.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях