$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Банки и расчеты

ПРОГНОЗ КОМПРОМИССА И ТРЕВОЖНЫХ СОМНЕНИЙ©

13.12.2011

Исследовательский центр ИПМ совместно с Немецкой экономической группой (GET Беларусь) прогнозируют в 2012 г. рост белорусской экономики на уровне 1,6% и предупреждают об опасности наступления длительной инфляционной депрессии в случае, если экономические власти попытаются искусственно ускорить рост ВВП.

 

Нынешний год авторы прогноза называют годом «автоматической экономической корректировки». Поскольку власти проигнорировали накопленные искажения и дисбалансы в экономике, шанс на управляемую макроэкономическую корректировку не был использован. Взамен произошла бесконтрольная девальвация, которая, с одной стороны, привела к резкому ограничению внутреннего спроса, особенно в части потребления домашних хозяйств, с другой — значительно увеличила экспорт, вклад которого в ВВП в 2011 г, по оценкам исследования, составит 4,7 процентных пункта (п.п.).

 

Условия функционирования экономики в 2012 г. во многом будут схожи со вторым полугодием текущего года, полагают в ИПМ и GET. Основные компоненты внутреннего спроса будут стагнировать либо снижаться, находясь вблизи своего долгосрочного естественного уровня, а чистый экспорт улучшится (по крайней мере, за счет эффекта статистической базы I квартала, что существенно повлияет на показатели по итогам 2012 г.). Позитивным фактором станет снижение цен на газ. В этих условиях экономика вырастет в 2012 г. примерно на 1,6%, если не ощутит на себе воздействия вероятных негативных шоков, связанных с глобальной рецессией. Валовое накопление основного капитала в соответствии с прогнозом прирастет на 0,9% благодаря новым внешним займам, которые в конечном итоге позволят обеспечить больше источников финансирования инвестиций. Положительный вклад в рост ВВП чистого экспорта составит 2,1 п.п. Потребление домашних хозяйств, однако, снизится на 1,3% в условиях, когда реальные доходы практически не изменятся к уровню 2011 г., а норма сбережений возрастет.

 

Вместе с тем эксперты ИПМ и GET опасаются, что относительно компромиссный сценарий между обеспечением макроэкономической стабилизации и сохранением динамики роста может быть нарушен желанием правительства достичь более высоких темпов роста с помощью инструментов экономической политики. На фоне высоких инфляционных и девальвационных ожиданий это может привести к раскручиванию инфляционно-девальвационной спирали. В таком случае негативные импульсы быстро передадутся в реальный сектор экономики и поставят под угрозу функционирование кредитно-финансовой системы страны, отмечается в тексте прогноза.

 

Основными вызовами перед белорусской экономикой ИПМ и GET считают инфляцию, девальвацию, а также признаки нестабильности в банковском секторе. По прогнозу, в 2011 г. индекс потребительских цен составит 55,1%, а в 2012 г. — 72,7%. Поскольку значительная доля цен по-прежнему напрямую контролируется правительством (тарифы на энергию, топливо, услуги ЖКХ), это может привести к «сдвигу» определенной составляющей роста цен с текущего года на следующий. Кроме того, период неконтролируемой девальвации и инфляции в 2011 г. обусловил усиление инфляционных и девальвационных ожиданий. Нынешний уровень реального обменного курса белорусского рубля может не обеспечить поддержание внешней стабильности в среднесрочном периоде, а текущий рост цен на внутреннем рынке способен привести к дополнительной девальвации национальной валюты, полагают в ИПМ и GET. Ухудшить ситуацию способна экспансионистская кредитно-денежная политика, направленная на стимулирование экономики. Она может привести к полной утрате «номинального якоря» для экономических агентов и кардинальному изменению их поведения. Это грозит резким сокращением спроса на национальную валюту, что создаст дополнительный импульс для новых витков инфляции и девальвации. В случае раскручивания инфляции ИПМ видит существенный риск и для банковской системы Беларуси, проблема низкого качества активов которой может многократно усилиться, что напрямую негативно скажется на реальном секторе экономики через ограничение кредитования.

 

Альтернативой такому пути представляются новые вливания ликвидности в банковскую систему, однако они могут привести к чрезмерному смягчению монетарной политики и неконтролируемой инфляции. В такой ситуации неизбежным может стать развитие инфляционной депрессии.

 

По мнению ИПМ и GET, для успешного завершения макроэкономической корректировки ослабление обменного курса должно быть дополнено управляемым ограничением внутреннего спроса, а также ограничением передаточного эффекта от обменного курса к ценам посредством жесткой монетарной политики. «Поскольку экономические власти демонстрируют осознание этих рисков, мы ожидаем, что в той или иной мере будет осуществляться ограничительная политика», отмечается в тексте прогноза. В ИПМ и GET полагают, что исходя из этого обменный курс белорусского рубля по итогам 2011 г. составит 9000 USD/Br, а на конец 2012 г. — 10 000 USD/Br. Сформированный в формате «управляемого плавания», такой курс позволит избежать нового витка цен и развертывания инфляционно-девальвационной спирали и обеспечит уровень сальдо счета текущих операций, финансирование которого не вызовет проблем при ожидаемых притоках средств по капитальному и финансовому счету платежного баланса. Заявленная государством готовность жить по средствам должна сократить расходы консолидированного бюджета (без учета выплат основного долга) в 2011 г. на 5,6 п.п., до 26,9% от ВВП. В частности, капитальные расходы в 2011 г. составят 4,8% от ВВП, сократившись на 3,6% от ВВП из-за уменьшения финансирования строительства и государственной инвестиционной программы. Текущие расходы снизятся на 2,2% от ВПП за счет таких статей, как расходы на оплату труда (снижение на 0,8% от ВВП) и государственные закупки (на 1,1% от ВВП). Отсутствие роста капитальных расходов и заработной платы в реальном выражении предопределяет схожий объем и структуру расходов бюджета и в 2012 г. Единственным исключением станут государственные трансферты, объем которых должен возрасти в связи с необходимостью компенсировать потерю доходов наиболее уязвимым слоям населения. Кроме того, ожидается небольшое сокращение текущих госзакупок как часть политики по сдерживанию инфляции. В итоге объем расходов консолидированного бюджета на 2012 г. ИПМ и GET прогнозируют на уровне 26% от ВВП.

 

Достаточно оптимистичен прогноз в части дефицита внешней торговли товарами и услугами: в этом году он уменьшится до 2,6 млрд. USD (5,8% ВВП), что позволит сократить отрицательное сальдо текущего счета до 6,5 млрд. USD (14,4% ВВП). В 2012 г. оздоровление внешней торговли продолжится, в результате дефицит счета текущих операций снизится до 2,5 млрд. USD, или 4,7% к ВВП.

 

В 2011 г. приток ПИИ прогнозируется на уровне 1,6 млрд. USD и будет связан со сделками по слияниям и поглощениям в промышленности (включая поступления от продажи Белтрансгаза), банковском секторе и секторе услуг. Портфельные инвестиции составят в 2011 г. 0,8 млрд. USD и будут связаны с размещением евробондов. Чистый приток других инвестиций прогнозируется на уровне 4,5 млрд. USD, его сформируют кредиты и займы из России, от Антикризисного фонда ЕврАзЭС и Азербайджана. В 2012 г. ожидается, что продажа государственной собственности, в т.ч. доли государства в мобильном операторе МТС, может вызвать приток ПИИ в размере 2,3 млрд. USD. В 2012 г. не прогнозируются поступления в страну портфельных инвестиций. Ожидается, что положительное сальдо счета операций с капиталом и финансового счета увеличится на 11,3% в 2012 г.

 

Впрочем, возможно, в следующей версии прогноза, выход которой ожидается в апреле 2012 г., некоторые из параметров окажутся пересмотренными.

 

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Финансы: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях