$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРОГНОЗ БЕЗ РОЗОВЫХ ОЧКОВ©

25.11.2014

Проект прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2015 год доработан с учетом усложнения внешних вызовов, заявил в пятницу на заседании правительства премьер-министр Михаил Мясникович. При этом власти постарались «в целом» учесть серьезное замедление инвестиционной экономической активности в регионе и предложили меры, призванные компенсировать потери для нашей страны.

Итак, власти намерены наконец прислушаться к мнению экспертов, утверждающих, что глобальный кризис затянется надолго и рассчитывать на чью-то помощь особо не приходится. «У нас у каждого должно быть понимание, что все государства в трудном положении, — сказал премьер-министр. — Им, даже дружественным, не до чужих проблем. Все эти вопросы и задачи мы должны решать сами, не упрощая ситуацию».

Прогноз составлялся исходя из среднегодовой цены нефти 83 USD за баррель, а не 100, как ранее, и среднегодового обменного курса российского рубля 39 USD/RUB вместо 43. Это несколько ближе к реальности, чем параметры, с которыми принят на прошлой неделе российский бюджет (100 USD/барр. и 37,7 USD/RUB), но уже не соответствует ни нынешней ситуации, ни прогнозам большинства авторитетных аналитиков — от Bloomberg до МВФ и Всемирного банка. Ведь если ОПЕК не ограничит добычу и Запад не отменит санкции в ближайшие полгода, нефть с нынешних 81 USD за баррель вполне может опуститься до 50–60, а российский рубль с 45,8 до 50–60 USD/RUB. А поскольку конца эскалации украинского конфликта не видно, все это может оказаться еще цветочками.

В результате корректировки в доработанном проекте прогноза темп роста ВВП Беларуси заложен на уровне 100,2–100,7%. По сути речь идет о рецессионном сценарии. Тем не менее властями, исходя из прогнозируемого уровня производительности труда, рассчитан темп роста реальной зарплаты до 101,4%, а реальных располагаемых денежных доходов населения — 1,5%. Впрочем, это не окончательный сценарий — правительство в будущем году считает основной задачей экономической политики гибкое реагирование на изменяющиеся внешние условия.

Правительственный прогноз едва ли не впервые хуже, чем у зарубежных экспертов. Так, Всемирный банк в недавно опубликованном отчете заявляет, что перспективы экономического роста Беларуси в предстоящий период выглядят не очень радужными в связи с неблагоприятной внешнеэкономической обстановкой и инерционностью реформ. Темпы экономического роста замедлялись на протяжении трех лет подряд, но в течение 2014 г. ожидается их умеренное повышение до 1,5% под влиянием внутреннего спроса и некоторого улучшения показателей чистого экспорта (в основном за счет резкого падения импорта).

Напряженность геополитической ситуации в России и Украине, которая привела к замедлению роста и ускоренной девальвации национальных валют в обеих этих странах, ведет к снижению внешнего спроса на ключевых экспортных рынках Беларуси. Формирование новых возможностей для белорусских экспортеров сельхозпродукции и продовольствия на российском рынке (в связи с введенными санкциями), восстановление объемов поставок калия и перспективы наращивания экспорта нефти (в связи с новыми договоренностями с РФ о поставках энергоносителей на благоприятных условиях) лишь отчасти компенсируют этот в целом негативный прогноз. Одновременно ожидается снижение мировых цен на товары, в т.ч. на нефть и калийные удобрения. Тем не менее ВБ ожидает в Беларуси ускорения темпов экономического роста до 1,8% в 2015 г. — преимущественно за счет роста внутреннего спроса, который будет стимулироваться возвратом к более мягкой политике зарплаты и кредитования. В среднесрочной перспективе колебание роста на уровне около 2%, по-видимому, продолжится, что будет преимущественно обеспечиваться за счет роста внутреннего потребления (на 3,2% в следующем году и 1,92% в 2016-м) и инвестиций (на 1,7% и 3,4% соответственно) в сочетании с умеренным повышением спроса на внешних рынках (рост экспорта на 2,2% в 2015-м и 1,6% в 2016-м).

ВЛИЯНИЕ сдерживающих факторов в части внешнего финансирования ослабляется за счет новых договоренностей с Россией относительно условий поставок нефти, но эти выгоды с течением времени будут уменьшаться, предупреждает ВБ. В соответствии с договором о создании Евразийского экономического союза Россия обязалась увеличить объем поставок сырой нефти белорусским нефтеперерабатывающим заводам с нынешних 20 млн. тонн до 24 млн. Кроме того, соглашение предусматривает, что Беларусь будет получать более значительный объем таможенных пошлин от поставок нефтепродуктов на экспорт (1,5 млрд. USD в год до 2024 г. и дополнительно 1,029 млрд. в 2015-м). Это обеспечит рост валютных поступлений, сдерживание внешних дисбалансов и смягчение давления на платежный баланс, связанное с погашением госдолга. ВБ ожидает, что дефицит счета текущих операций далее сократится до 6,3% ВВП преимущественно за счет сохранения пошлин на нефть в бюджете. Но в последующие годы относительная значимость этого фактора снизится, а потому ситуация ухудшится, тем более что ускорение экономического роста и роста зарплаты стимулируют импорт. Инфляция и рост затрат на рабочую силу в единице продукции будут и далее снижать конкурентоспособность продукции на внешних рынках и создавать понижающее давление на белорусский рубль, особенно в случае дальнейшей девальвации национальных валют в странах — основных торговых партнерах, и прежде всего в России.

ВСЕМИРНЫЙ БАНК ожидает сохранения значительного инфляционного давления, что связано с ослаблением курса белорусского рубля и повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги к 2017 г. Поэтому ВБ прогнозирует в текущем году инфляцию 19,9%, в 2015-м — 20,8%, в 2016-м — 18,8%, а в 2017-м — 18%. Однако в доработанном прогнозе правительства сохранился целевой параметр инфляции в 12%. Чтобы его обеспечить, правительство намерено усовершенствовать систему ценообразования. Как сообщил на заседании Совмина министр экономики Николай Снопков, проект соответствующего постановления предусматривает усиление персональной ответственности за превышение целевого параметра прогноза по индексу потребительских цен. Кроме того, предусмотренные проектом меры носят также антимонопольный характер. «Конкуренция является тождественным понятием низкой цены, — полагает министр. — Насыщение внутреннего рынка — основной фактор снижения инфляции или по крайней мере сохранения ее в планируемых параметрах». В свою очередь от Нацбанка ожидают сдерживания инфляции инструментами денежно-кредитной политики. Впрочем, это не мешает строить планы наращивания экспортных кредитов с традиционным возмещением части процентов из бюджета.

«Окно возможностей» для решения проблем сдерживающих структурных факторов в целях снижения зависимости от внешней поддержки и выхода из ловушки низкого роста у республики есть, полагают в ВБ. Правильная политика еще может изменить долгосрочную траекторию развития экономики. Хотя непосредственная угроза еще одного кризиса платежного баланса пока снизилась, макроэкономическая политика должна быть нацелена на сдерживание инфляционного и девальвационного давления преимущественно за счет сохранения умеренного роста зарплаты и предложения кредита, поскольку они явились существенными причинами нестабильности в предыдущие годы, — полагает старший экономист Всемирного банка по Беларуси Себастьян Экардт. Одновременно нужен комплексный и последовательный план структурных реформ, ориентированных на стимулирование роста производительности и повышение конкурентоспособности экспорта несырьевых товаров. Этому росту должны содействовать установление рыночной дисциплины и рыночных стимулов для госпредприятий в сочетании с сокращением поддержки и реализацией программы постепенной, последовательной и прозрачной приватизации. Среди наиболее важных мер авторы доклада назвали внедрение нового подхода к директивному кредитованию и господдержке в целях сокращения субсидируемого кредитования, что снижает эффект от ужесточения денежно-кредитной политики и формирует необходимость поддерживать преимущественно высокие процентные ставки в остальной части экономики. Кроме того, ВБ советует начать реструктуризацию нерентабельных госпредприятий в сочетании с расширением мер социальной защиты, а также совершенствование корпоративного управления на госпредприятиях и улучшение делового климата в целях обеспечения условий для развития динамичного частного сектора.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях