Глобализация
04.06.2004 4 мин на чтение
мин
Прогноз без прикрас
Проведение единой согласованной внешнеторговой политики в ЕС приведет к колебаниям спроса на белорусские товары и повлияет на макроэкономические показатели...
Проведение единой согласованной внешнеторговой политики в ЕС приведет к колебаниям спроса на белорусские товары и повлияет на макроэкономические показатели. Наша страна окажется под воздействием проводимой в отношении соседних государств специфической политики, нацеленной на либерализацию, расширение рынков сбыта, гармонизацию законодательства, сохранение региональной стабильности, усиление политического влияния ЕС.
Последствия расширения Евросоюза для Беларуси неоднозначны. Например, прогнозируется улучшение торгово-политических условий в связи с подписанием Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, согласно которому режим взаимной торговли по ряду вопросов будет определяться нормами ВТО. Это позволит снизить уровень дискриминации в отношении белорусских товаров.
Наиболее ощутимыми станут изменения в торгово-экономических отношениях с приграничными государствами, и в частности с Польшей. Совместные предприятия на польской территории получат равные права с компаниями ЕС, что означает расширение преференциального режима. Можно ожидать снижения уровня таможенного протекционизма в отношении 80% экспортных белорусских товаров с переходом Польши на общий таможенный тариф. Сегодня в отношении этой продукции применяется обычный тариф: 16,4% - на все товары, 36,1% - на сельскохозяйственные, 18,3% - на рыбопродукты, 10,9% - на промышленные товары. Тарифы ЕС соответственно составляют: 5,3%; 9,4%; 12,4%; 4,25%. Таким образом, условия доступа ряда отечественных товаров (автомобили, трактора, продукция химической и нефтехимической промышленности) улучшатся, поскольку в ЕС более низкие ставки пошлин (например, по молоку и сливкам разница в средневзвешенных тарифах ЕС, включая Польшу, составляет 39,6%).
Расширение торговых преференций коснется таких товаров, как нефтепродукты, холодильники, отдельные виды пиломатериалов и мебели, стройматериалов.
Кроме того, намечена отмена квот по ряду белорусских товаров. Очевидно, снизятся издержки экспортеров, связанные с использованием различных национальных валют. Увеличится приток инвестиций, в т.ч. из Польши. В прошлом году их экспорт составил 8,6% общей суммы поступившего капитала. В нашей стране ведут деятельность 300 компаний с польским капиталом, в Польше -- 40 белорусских. Перспективы расширения инвестиционного сотрудничества объективны, поскольку только по программе PHARE (с 2000 по 2006гг.) Польша получила от ЕС 441 млрд. евро. Возможно включение ряда отечественных товаров в дотируемые Евросоюзом программы по организации помощи мелким фирмам (PHARE) и по решению проблем в области сельского хозяйства (SAPARD). А более низкая стоимость рабочей силы в Беларуси (в ЕС средняя зарплата в 2003г. составила 1280 евро) способствует размещению здесь заказов предпринимателей из европейских стран, созданию сборочных производств.
Среди отрицательных последствий расширения Евросоюза следует отметить необходимость пересмотра нормативно-правовой базы, возможное увеличение количества антидемпинговых расследований вследствие передачи этих полномочий Комиссии Евросоюза, автоматическое повышение антидемпинговых пошлин ( на калий, азот, удобрения, химическое волокно, жгут); ограничение поставок в связи с введением европейских технических, санитарных, экологических и других норм, методов оценки качества товаров, изменение транзитного режима, обусловленного визовым контролем, снижение объемов приграничной торговли.