Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Проекты
05.08.2016 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Прогноз – дело тонкое

Проекты прогноза социально-экономического развития, основные направления денежно-кредитной политики, республиканского бюджета на 2017 год, изменения в Налоговый кодекс, а также параметры основных показателей на 2018–2019 годы рассмотрены на заседании президиума Совета Министров Беларуси. Власти надеются, что в следующем году экономика республики будет хоть немного расти. А потому целевые параметры экономического развития на 2017 год подстраиваются под планы, провозглашенные на V Всебелорусском собрании.

Главным приоритетом премьер-министр Андрей Кобяков назвал сбалансированность платежного баланса и бюджета, снижение инфляции. На это, по его мнению, должны быть настроены все инструменты экономической политики. Однако такая цель не отменяет планов реализации приоритетов развития на текущую пятилетку, одобренных в конце июня на V Всебелорусском собрании.

Так, проектом указа «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2017 год» основной целью провозглашается рост конкурентоспособности экономики и создание условий для достижения параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы. При этом для правительства определен ряд ключевых задач: обеспечение системного улучшения инвестиционного климата, значительное улучшение условий ведения бизнеса, финансовое оздоровление предприятий реального сектора, снижение всех видов затрат, привлечение инвестиций в акционерный капитал, ликвидация избыточной численности в организациях, рост производительности труда и зарплаты, создание новых рабочих мест, повышение эффективности управления госсобственностью, широкое вовлечение в экономический оборот неэффективно используемого государственного имущества.

Очевидно, что в текущем году ситуация остается сложной. Нестабильность на внешних рынках, более глубокий, чем ожидалось, спад экономики основных торговых партнеров вынуждают власти принять меры по балансировке бюджета и сжатию внутреннего спроса. Это ухудшает возможности быстрого восстановления роста экономики страны: ВВП в I полугодии т.г. (97,5%) сложился ниже прогнозного (100,1%). В «позитив» можно записать стабильное социально-экономическое положение, постепенное оживление экономики, снижение темпов инфляции, полные и своевременные выплаты по государственным долгам. На эти цели был направлен сформированный профицит консолидированного бюджета. Сохранен размер золотовалютных резервов. На самом низком уровне за последние 4 года находятся запасы готовой продукции (на 1 июля 2016 г. – 64,7% к среднемесячному объему производства). Сохраняется управляемая обстановка на рынке труда.

Вместе с тем большинство важнейших отраслей по объемам производства не достигли уровня I полугодия 2015 г. (за исключением сельского хозяйства, где обеспечен прирост производства на 3,3%). Напряженным остается финансовое положение предприятий.

ВАЖНЕЙШИЕ показатели прогноза социально-экономического развития рассчитаны как целевые при прогнозируемой стоимости нефти 45 USD за баррель, росте экономики нашего основного торгового партнера, России, на уровне 101% и курсе российского рубля к доллару США 70 USD/RUB. В свою очередь, бюджет расcчитан исходя из консервативного подхода: среднегодовая цена нефти – 35 USD за баррель при дальнейшем сжатии российской экономики (99% к уровню 2016 г.) и курсе 75 USD/RUB.

В следующем году планируется ограничить темпы инфляции до однозначной величины – 9%. Этому будет способствовать контроль над денежным предложением посредством использования режима монетарного таргетирования. В качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики сохранится применение количественного прироста широкой денежной массы. В 2017 г. должны гарантированно выполняться внешние обязательства республики без снижения золотовалютных резервов страны. Это нелегкая задача: выплаты по госдолгу в 2017 г. составят 3,2 млрд. USD.

Планируется привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в размере 2,7% ВВП как фундамента недолгового финансирования платежного баланса.

Рост ВВП на 1,5% в 2017 г. должен обеспечить достижение нижней границы проекта 5-летней программы. Несмотря на «сдержанную конъюнктуру» на внешнем рынке, во внешней торговле предусматривается обеспечить рост экспорта товаров и услуг на 3,6% – за счет увеличения физических объемов поставок товаров при сохранении цен на уровне 2016 г. Сальдо торговли товарами и услугами должно сложиться положительным на уровне 103,2 млн. USD (т.е. 0,2 % к ВВП). Еще один интересный прогноз: обменный курс доллара по расчетам авторов проекта должен в 2016 г. в среднем составить 2,128 USD/BYN, а в следующем – 2,101 USD/BYN.

Исходя из имеющихся источников финансирования для развития экономики объем инвестиций в основной капитал на 2017 г. прогнозируется в объеме 22,7 млрд. BYN (эквивалентно 10,6 млрд. USD). Отметим, что рост этого показателя запланирован на уровне 1,7% – совсем немного после спада в 2015 г. на 17,5% и прогнозируемого в текущем году – на 12,3%. При этом доля инвестиций в основной капитал в ВВП составит лишь 20,9%, тогда как в 2015-м она достигала 24,2%.

Перечисленные факторы создадут предпосылки для роста ВВП за счет внешнего спроса на 0,6 п.п., а внутреннего – на 0,9 п.п. Отметим, что в прошлой пятилетке белорусские власти больше уповали на внешний спрос. Теперь же приоритет изменился, но пока неясно, за счет каких источников он будет достигаться: доходы населения и ресурсы предприятий могут не успеть оправиться после прошлогоднего спада, даже если подобных обвалов не случится в ближайшем будущем. Тем не менее прогнозируется, что розничный товарооборот вырастет на 2,1%.

Правительство ожидает прирост валовой добавленной стоимости (ВДС) в промышленности на 1,6%, сельском и лесном хозяйстве – на 3%, строительстве – на 0,8%, сфере услуг – на 1,4%. При этом прирост ВВП за счет вклада ВДС промышленности должен составить 0,42 п.п., сельского хозяйства – 0,2, строительства – 0,07, сферы услуг – 0,63 п.п. Заметим, что пока в I полугодии т.г. эти отрасли обеспечивали только темпы спада, например, в промышленности – -0,5 п.п., строительстве – -1,4 п.п.

Прогнозируется рост производительности труда на 1,6% к предыдущему году при темпах роста реальной заработной платы на 1,3% и реальных располагаемых денежных доходов населения – на 1,2%.

ДЛЯ правительства и Нацбанка, министерств, концернов, облисполкомов, Мингорисполкома ключевыми показателями эффективности работы устанавливаются важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития республики на 2017 г. Ключевыми показателями эффективности работы руководителей, госпредприятий и хозяйственных обществ с мажоритарной долей государственной собственности назначены чистая прибыль, снижение уровня затрат, экспорт товаров, услуг. При этом будет установлена персональная ответственность руководителей за результаты работы по достижению этих ключевых показателей.

Кроме того, министерствам, концернам, облисполкомам и Мингорисполкому будет поручено разработать и реализовать комплексы мер по внедрению корпоративного управления в хозяйственных обществах с участием государства в уставных фондах более 50% на основе методических рекомендаций Минэкономики и Госкомимущества. Также будут утверждены комплексы мер по поэтапному акционированию (с учетом экономической целесообразности) республиканских унитарных предприятий (вало- и экспортообразующих, управляющих компаний холдингов и др.). Планируется принять исчерпывающие меры по финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций с установлением конкретных сроков проведения соответствующих мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение, – на основе углубленной финансовой диагностики.

ВЫСТУПАЯ на заседании, А.Кобяков призвал реализовать меры по созданию условий для становления новой экономики. Под этим понимается создание новых предприятий и производств в частном и государственном секторах, освоение новых, инновационных технологий и выпуск инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, вовлечение в этот процесс частного и иностранного капитала. На базе такой экономики к концу пятилетки планируется иметь до 75% прироста ВВП.

Для балансировки экономики власти намерены серьезно заниматься тарифами на услуги ЖКХ, транспорта, снижением затрат в этих отраслях. К концу 2018 г. запланировано выйти на 100-процентное возмещение таких затрат населением.

СТОЛЬ суровые условия заставляют белорусские власти оптимизировать расходы бюджета и пытаться не наращивать внешний долг. В частности, планируется максимально ограничить непервоочередные расходы в бюджетной сфере, прежде всего капитальные (строительство, модернизация, капремонты и благоустройство территорий), а некоторые даже полностью исключить. При этом планируется сохранить профицит бюджета, достаточный для обслуживания валютных долгов, как и предусмотрено стратегией управления госдолгом. Тем не менее премьер-министр заявил, что необходимо иметь ресурсы, чтобы поддержать реальный сектор экономики, особенно стимулировать экспорт, продвижение белорусской продукции на новые рынки. В проекте бюджета на эти цели, с учетом инфляции, несмотря на все трудности, должны быть предусмотрены ресурсы не ниже уровня текущего года. Традиционно власти обещают сохранить социальную направленность бюджета, чтобы все расходы по социальным выплатам были обеспечены в полном объеме.

Не хочется обижать и бизнес. Премьер-министр пообещал, что налоговая политика на 2017 г. меняться не будет. Ее предлагается сформировать исходя из действующей структуры, состава и количества налогов. Налоговую базу планируется расширять только за счет роста экономики, создания новых предприятий.

«Вопросы денежно-кредитной политики – это тонкие инструменты регулирования макроэкономической сбалансированности и стимулирования экономического роста, – заявил Андрей Кобяков. – С этими инструментами нужно обращаться крайне аккуратно. При этом экономика должна развиваться. Главное – найти этот баланс. Параметры денежно-кредитной политики сбалансированы с проектами прогноза и бюджета».

Поле для такого маневра у правительства существенно ограничено. С одной стороны, важно сохранить достигнутую устойчивость на валютном и депозитном рынке страны, а с другой – есть проблема закредитованности предприятий, которую глава правительства призвал решать совместно.

Будем надеяться, что решение найдется без необеспеченной эмиссии, наращивания внешнего долга и ухудшения благосостояния населения.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений