Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
23.06.2009 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Профобразование по-взрослому

Система профессиональной подготовки и переподготовки кадров должна быстро и точно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка труда. Поэтому в проект Кодекса «Об образовании» включен специальный раздел «Дополнительное образование ...

Система профессиональной подготовки и переподготовки кадров должна быстро и точно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка труда. Поэтому в проект Кодекса «Об образовании» включен специальный раздел «Дополнительное образование взрослых». Однако уже в ходе его обсуждения проявилась проблема, которую депутаты хотели бы решить еще до официального внесения документа в Палату представителей.

Владимир ЗДАНОВИЧ, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу

Формальным основанием для тревоги стала ст. 238 проекта Кодекса, где в перечне учреждений образования взрослых пока отсутствует такое понятие, как отраслевой учебный центр. Сейчас в каждой отрасли действует один или даже несколько государственных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих, служащих, управленческих кадров. Какова будет их судьба? Чтобы разобраться в проблеме, члены профильной комиссии парламента провели расширенное выездное заседание в одном из таких центров, созданном на базе молодечненских электросетей РУП «Минскэнерго».

Подобные заведения создаются непосредственно на предприятиях и в организациях, чтобы оперативно восполнять пробелы в современных знаниях у работающих специалистов, вызванные технологическим обновлением, которое сегодня превосходит частоту смены кадровых поколений. ПТУ, вузы и ссузы не могут позволить столь же быстро обновлять приборы, оборудование, методики преподавания.

Система обучения персонала в электроэнергетике, которая начала формироваться 40 лет назад, в целом соответствует требованиям проекта Кодекса, прописанным по отношению к системе дополнительного образования взрослых. 14 тыс. рабочих, специалистов и руководителей из структуры концерна «Белэнерго» ежегодно повышают свою квалификацию в процессе производства. И учебное подразделение в Молодечно играет в этом деле важную роль.

В частности, именно здесь впервые в республике освоен метод ремонтно-эксплуатационных работ в распределительных электросетях под напряжением. Он позволяет существенно сократить время отключения потребителей (городских районов и целых поселков) в аварийных ситуациях. Были сформированы две бригады, которые прошли двухнедельную подготовку в России (за каждого специалиста было заплачено 40 тыс. RUB). Теперь этот опыт будет передан персоналу всех отраслевых филиалов отечественной энергосистемы.

Обучение в Молодечно охотно проходят даже иностранные граждане. Здесь созданы вполне комфортные условия учебы и быта. К примеру, действует полигон, на котором моделируются реальные производственные ситуации. По инициативе директора местных электросетей С.Сарычева организовано обязательное оздоровление слушателей и курсантов.

Депутаты убедились в том, что работа центра существенно отличается от деятельности обычного учебного заведения: программы имеют малую продолжительность, быстро меняются и четко ориентированы на заказчика. В процессе обучения используется самое современное (в т.ч. импортное) оборудование, недоступное даже ведущим вузам. Здесь иной состав слушателей — это люди с определенным жизненным и производственным опытом, их интересует конкретная практическая информация по вопросам, с которыми они встречаются в своей повседневной деятельности. Соответственно и состав преподавателей формируется по особым принципам.

Очевидно, что подходы к законодательному обеспечению работы центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации также должны иметь свою специфику. Необдуманные действия по «юридической унификации» различных по своей сути структур могут привести к отрыву центров от производственных предприятий, к возникновению проблем с технической базой, росту административного персонала, введению штатных преподавательских единиц, увеличению платы за обучение курсантов.

По итогам заседания, в работе которого принимали участие представители министерств образования и энергетики, было принято решение о сохранении подобных учреждений образования в качестве структурных подразделений отраслей, предприятий и организаций без образования юридических лиц. Эта норма должна быть учтена в процессе доработки Кодекса и распространена на 63 действующих, а также вновь создаваемые центры. Кстати, при этом был принят во внимание и тот факт, что учебно-тренажерный центр будущей Белорусской АЭС может быть только ее структурным подразделением, но никак не учреждением образования вне станции.

Что же касается выдачи отраслевыми центрами документов об образовании, то этот вопрос можно урегулировать в рамках уже действующего законодательства. В частности, путем делегирования им полномочий от головных отраслевых центров, которые уже имеют статус юрлиц.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by