Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Профессия, нужная экономике. К чему стремится сфера профессионального образования

Фото: investkamchatka.ru

Система профобразования должна постепенно изменить на­стройки, чтобы знания, навыки и умения работников соот­ветствовали запросам высокотехнологичных производств. Беларусь опирается на европейский опыт практического внедрения стандартов качественного образования, соответствующего потребностям рынка труда. 

Полтора года в стране реализуется проект Европейского союза «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси», эксперты которого в сотрудничестве с Мин­образования, Минтруда и соцзащиты, Минэкономики и Республиканским институтом профессионального образования работают над созданием тесной связи между предложением профессионального образования и потребностями рынка труда. 

Промежуточные итоги этой работы обсуждали на международной научно-практической конференции «Новые навыки для новых дел: возможности и вызовы для обучения в течение всей жизни в условиях развития цифровой экономики».

 

Быль о правах

Схематично систему получения профессионального образования об­рисовал министр образования Игорь Карпенко.

С 2018 г. в учреждениях общего среднего образования учащиеся старших классов имеют возможность получить подготовку по профессиям рабочих и служащих в рамках трудового обучения. Это самый ранний шанс приобрести профессию, что  в целом  усиливает социальную защищенность молодежи на рынке труда.

Выпускники учреждений профессионально-технического образования вправе продолжить обучение по интегрированным образовательным программам в учреждениях среднего специального, а затем – высшего образования.

Достаточно широкий спектр про­грамм дополнительного образования взрослых позволяет наращивать уровень квалификации или менять профессиональную траекторию, пере­обучаясь по другим профессиям и специальностям.

С целью опережающей подготовки кадров для высокотехнологичных производств из числа молодежи и взрослого населения в республике создана и развивается сеть ресурс­ных центров.

Для раннего профориентирования одаренных детей и молодежи согласно Указу Президента от 12.04.2019 № 145 создается «Национальный дет­ский технопарк».

В государственных учреждениях высшего образования внедряется концепция «Университет 3.0», которая должна стать драйвером научно-­технологической сферы, обеспечить подготовку кадров, способных внед­рять научные разработки в реальные производства и осуществлять их коммерциализацию.

 

Контуры новой модели

В 2018 г. Совмин постановлением от 24 октября № 764 утвердил Стратегию совершенствования национальной системы квалификаций Республики Беларусь.

Изменен подход к обеспечению экономики кадрами. Планируется разработать профессиональные стан­дарты и требования к специалистам, чтобы затем система образования обеспечила соответствующую подготовку. В целом такая связь позволит более качественно прогнозировать потребности республики в квалифицированных специалистах.

По оценке первого заместителя министра труда и социальной защиты Андрея Лобовича, на сегодняшний день работа по совершенствованию НСК ведется динамично:

Есть план реализации Стратегии, создано 11 секторальных советов квалификаций, разработано 16 профессиональных стандартов. В 2019 г. создан совет по развитию системы квалификаций, определен порядок взаимодействия республиканских ор­ганов при формировании прогнозного баланса трудовых ресурсов и потребности экономики в кадрах по основным профессионально-квалификационным группам. 

До 2021 г. планируется подготовить 45 профессиональных стандартов.

 

Сотрудничество с ЕС

Суть работы консультантов и их присутствия в стране – оказать эксперт­ную и финансовую поддержку при создании качественной системы образования, отвечающей потребностям экономики. Транс­ферт Евросоюза в эф­фективную модель составит 11,5 млн EUR к концу 2021 г. 

Промежуточные результаты проекта представила его руководитель Леа Оро (Эстония).

Он состоит из трех компонентов. 

Первыйукрепление национальной системы квалификаций.

При поддержке международных консультантов создана методология разработки профессиональных стандартов, которые станут основой для новых образовательных программ и учебных планов в 12 пилотных колледжах (в Борисове, Орше, Гродно, Гомеле, Кобрине, Молодечно и т.д.). Преподаватели этих учреждений проходят специальное обучение в странах ЕС. На базе макета профстандарта разработан макет образовательного стандарта – фундамент для разработки образовательных программ.

Определены ключевые компетенции, общие для всех профессиональных квалификаций, для включения их в программы обучения.

Подготовлен проект Стратегии обучения в течение всей жизни (ОТВЖ), который сделает все уровни образования, включая неформальное, интегрированными.

Второйразвитие системы обеспечения качества проф­образования.

Это позволит учреждениям образования соответствовать современным стандартам в обучении. Планируется оборудовать ресурсные центры, которые станут точками передового опыта. В начале и в конце проекта будут проведены опросы населения, чтобы выявить степень привлекательности профессионального образования и степень удовлетворенности его качеством в стране.

На сегодня создано 7 ресурсных центров/центров передового опыта и 5 региональных центров с электронной системой управления учреждением образования, сетевым обучением, возможностями привлекать других провайдеров профессионального образования и обучения, использовать ИКТ и т.д.

В рамках третьего компонента разрабатывается и апробируется методика исследования рынка труда по прогнозированию потребностей в профессиях, что позволит не только изучить спрос на современном рынке труда, но и предвосхитить будущую нехватку квалифицированных кадров.

Подготовлена методология проведения секторальных и региональных обследований спроса на профессиональные умения. Обследования должны охватить не только молодое, но и взрослое население, которому тоже важно понимать, куда все движется и где можно актуализировать свои знания или получить новую профессию.

В итоге получится система, способная собирать информацию с рынка труда, формулировать требования к компетенциям, на этой основе обучать в системе образования и сертифицировать компетенции в соответствии со стандартами оценки.

* * *

Участники конференции говорили о том, что изменение системы профессионального образования – длительный, кропотливый и дорогой процесс. Многим странам не хватило десятилетия, чтобы перестроиться.  

К примеру, в России работа по совершенствованию системы профессиональных квалификаций ведется уже 10 лет. Создано 38 советов по профессиональным квалификациям, объединяющих представителей работодателей и профсоюзов. Они разрабатывают профессиональные стандарты на основе сигналов рынка труда, чтобы в последующем Мин­просвещения и Минобрнауки подготовили федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Утверждено 1,3 тыс. профессиональных стандартов, которые регулируют трудовые функции более 80% работников. Создается механизм независимой оценки квалификации, который дает работодателям возможность объективно оценить профессиональные знания и умения работников и соискателей. Центры оце­нки квалификации проводят экзамены на соответствие знаний профессиональным стандартам по 1969 квалификациям с разным уровнем профессионального образования. Пока оценка квалификаций – добровольная история, основанная на желании работника и работодателя.

Использование материала запрещено без письменного разрешения редакции neg.by. Обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by