Профессиональный рост работников
... забота не одних только кадровых служб
Профессиональный рост работников — забота не одних только кадровых служб. Сами работники, руководители, владельцы предприятий и организаций должны постоянно заниматься повышением своей квалификации. И вот тут у многих возникают вопросы по различным моментам. Сегодня на них отвечают специалисты Министерства труда и социальной защиты: главный экономист отдела развития систем оплаты труда Главного управления труда и заработной платы Алеся ГАРАЕВА и главный экономист отдела регламентации и нормирования труда управления труда и зарплаты Ирина НОВИКОВА.
Командировка…
… на курсы повышения квалификации
Работник направлен в командировку на курсы повышения квалификации в пределах Республики Беларусь. Должен ли наниматель при оплате командировочных расходов возместить расходы по найму жилого помещения за каждый день пребывания в командировке в случае, если подтверждающие документы не представлены?
Порядок и условия направления работников в командировки в пределах Республики Беларусь регулируются нормами Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утв. постановлением Минфина от 12.04.2000 № 35 (далее — Инструкция).
Согласно подп. 7.2 Инструкции командированному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения (исключая время нахождения в пути) в размере подлинных оплаченных счетов или квитанций и других документов, подтверждающих размер фактически понесенных расходов (кроме тех случаев, когда командированному работнику предоставляется бесплатное помещение). Без представления подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются в размерах, устанавливаемых Министерством финансов.
Пунктом 1 постановления Минфина от 22.12.2005 № 155 установлено, что с 1 января 2006 г. размер возмещения расходов по найму жилого помещения без представления подтверждающих документов при служебных командировках, осуществляемых в пределах Республики Беларусь (далее — расходы), составляет 3600 руб.
Учитывая изложенное, полагаем, что при оплате командировочных расходов наниматель должен возместить работнику указанные расходы за каждый день пребывания в командировке.
… для участия в международной стажировке
Работник организации был направлен в командировку в Германию для участия в международной стажировке. Расходы по организации стажировки и автоперевозке работника были оплачены в адрес сторонней организации. Оплата суточных и расходов по найму жилых помещений произведены работнику в соответствии с нормами страны пребывания.
Программой стажировки была предусмотрена остановка на срок менее суток на территории Польши для ночлега. Документы на оплату гостиницы имеются. Включаются ли расходы по найму жилого помещения в Польше в затраты, учитываемые при ценообразовании и налогообложении?
В соответствии с нормами пп. 52 и 53 Положения о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу, утв. постановлением Минтруда от 14.04.2000 № 55 (далее — Положение), возмещение расходов, связанных с командировкой работника за границу, производится на основании приказа нанимателя с указанием места и сроков пребывания работника в командировке, отметки в паспорте о пересечении границы и подтверждающих документов в оригинале о фактически произведенных за время командировки расходах, в пределах норм, установленных законодательством.
В соответствии с подп. 2.2.10.3 п. 2 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), в состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), включаются затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью.
(Кроме того, согласно подп.42.35 ст.3 Закона «О налогах на доходы и прибыль» включаются затраты на командировки в соответствии с нормами, установленными в порядке, определенном Трудовым кодексом РБ. К расходам на командировки относятся также расходы, связанные с оформлением заграничных паспортов и других выездных документов, уплатой государственной пошлины, сборов иностранных представительств, а также комиссионных при обмене чеков в банке на иностранную валюту. При этом согласно подп.7.71 указанной статьи при определении облагаемой налогом прибыли не учитываются расходы на командировки, произведенные сверх норм, установленных в порядке, определенном Трудовым кодексрм РБ. — Прим. ред.)
Таким образом, при направлении работника организации в служебную командировку в Германию его расходы по найму жилого помещения для ночлега во время остановки на срок менее суток на территории Республики Польша, предусмотренной Программой о международной стажировке, должны, по нашему мнению, включаться в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при ценообразовании и налогообложении, в пределах норм, предусмотренных подп. 53.3 Положения.
… оплата суточных
Работник организации был командирован в Москву. Приказом нанимателя предусмотрен выезд работника в командировку — 6.05.2007 г. (воскресенье). Срок командировки 7 дней. Фактически работник выехал в командировку вечером в пятницу 4.05.2007 г.
Имел ли право работник выехать в командировку в свои выходные дни, если они попадают перед началом командировки, или остаться в месте командировки после ее окончания?
Будут ли представленные проездные документы являться основанием для определения момента пересечения государственной границы? Как правильно оплачивать суточные в данной ситуации?
В соответствии с нормами пп.52 и 53 Положения возмещение расходов, связанных с командировкой работника в Российскую Федерацию, производится на основании приказа нанимателя с указанием места и сроков пребывания работника в командировке, а также подтверждающих документов в оригинале о фактически произведенных за время командировки расходах (в том числе проездных документов, отражающих день пересечения государственной границы) в пределах норм, установленных законодательством.
В случае, если работник организации выехал в командировку в Москву 4.05.2007 г., т. е. на два дня раньше, чем предусмотрено приказом нанимателя от 6.05.2007 г., то полагаем, что суточные за время командировки ему должны оплачиваться следующим образом: за 6.05.2007 г. — по нормам Республики Беларусь, а начиная с 7.05.2007 г. — по нормам, установленным для пребывания в Российской Федерации. Аналогичным образом оплачиваются суточные в случае, если работник организации остался в месте командировки после ее окончания в свои выходные дни.
Поскольку до начала (после окончания) срока командировки работник организации согласно приказу нанимателя не должен был находиться в месте командировки, то возмещение расходов, связанных с направлением (возвращением) работника в его выходные дни к месту командировки (работы) возможно, по нашему мнению, в организации из прибыли, остающейся после налогообложения.
Одновременно сообщаем, что согласно нормам ч.4 п. 54 Положения работник обязан не позднее трех рабочих дней со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об использованных суммах иностранной валюты.
Кто займется организацией семинаров
Научно-исследовательский институт хочет ввести новую штатную единицу, которая будет заниматься проведением семинаров по делопроизводству. Как правильно назвать должность?
В соответствии со ст. 61 Трудового кодекса отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работнику соответствующей квалификации осуществляются нанимателем в соответствии с квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке.
Выпуски Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) не содержат квалификационной характеристики должности, должностными обязанностями которой предусмотрены конкретные функции по организации и проведению обучающих семинаров.
Общими положениями ЕКСД, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.03.2004 № 32, установлено, что в квалификационных характеристиках представлены наиболее характерные для каждой должности виды работ исходя из установленных в отраслях экономики разделения и кооперации труда. Конкретный перечень должностных обязанностей служащих с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их права и ответственность устанавливаются в должностных инструкциях, которые разрабатываются и утверждаются нанимателем в установленном порядке.
С учетом этого в данном случае наименование должности возможно установить с применением базового наименования «методист». Например: методист по организации семинаров, методист по обучению и др.
Может ли студент быть бухгалтером
Имеет ли право организация взять в штат в качестве бухгалтера студента 5-го курса университета?
Подтверждением высшего (среднего специального) образования служит соответствующий документ установленного образца (например, диплом).
В данном случае при приеме на работу наниматель может применять следующее условие назначения работников на должности. В соответствии с Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 20.09 2002 № 123 (в редакции от 22.12.2006 № 162, далее — Инструкция), в порядке исключения, на должности руководителей всех уровней управления, специалистов и других служащих наниматель может назначить лиц, не имеющих образования и (или) стажа работы, предусмотренных квалификационными требованиями по соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом могут учитываться деловые и профессиональные знания, умения и навыки работника, наличие у него опыта работы по соответствующему направлению деятельности, инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.
Применительно к студенту, обучающемуся в высшем учебном заведении, наниматель вправе принять решение о приеме его на работу в качестве экономиста либо бухгалтера, если профилем обучения является экономическая специальность. При этом тарификацию такого работника целесообразно установить как специалиста со средним уровнем квалификации.
Так, специалисты среднего уровня квалификации, в том числе бухгалтеры и экономисты, тарифицируются по строке 4 прил. 1 к Инструкции с 6 по 10-й разряд ЕТС в зависимости от установленной прил. 5 к Инструкции группы ставок руководителей и специалистов. Это означает, что в случае, если организация по основному виду экономической деятельности относится к I группе ставок руководителей и специалистов, то бухгалтеру (экономисту) среднего уровня квалификации без категории в штатном расписании устанавливается 6-й разряд по ЕТС.
При установлении режима работы такого работника необходимо учесть, что работник будет продолжать обучаться в высшем учебном заведении. В таком случае нанимателю целесообразно принять его на работу на условиях неполного рабочего времени (неполного рабочего дня либо неполной рабочей недели) и определить ему порядок оплаты за фактически отработанное время.
Должностные обязанности разрабатываются нанимателем
Штатная численность организации 1500 чел. (170 — ИТР, остальные — рабочие, в т. ч. сдельщики).
В штате организации имеются ведущий экономист, экономист, ведущий инженер по организации и нормированию труда, два инженера по организации и нормированию труда.
Согласно нормативам, кто должен заниматься составлением штатного расписания, внесением изменений в него в течение года?
Кто должен рассчитывать должностные оклады, надбавки?
Имеются ли нормативы на количество бухгалтеров, экономистов и инженеров по организации и по нормированию труда?
В соответствии со ст.19 ТК при заключении трудового договора нанимателя с работником определяется трудовая функция работника (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией).
Согласно Общим положениям Единого квалификационного справочника должностей служащих, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.03.2004 № 32, конкретный перечень должностных обязанностей служащих с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их права и ответственность устанавливаются в должностных инструкциях, которые разрабатываются и утверждаются нанимателем в установленном порядке.
Это означает, что распределение функций между работниками, занятыми организацией труда, в том числе составлением штатного расписания, формированием оплаты труда и др., осуществляется нанимателем и устанавливается конкретной должностной инструкцией для конкретного работника. Например, обязанности по составлению штатного расписания, внесение изменений в него, а также начисление работникам заработной платы, в том числе стимулирующих и компенсирующих выплат, характерны для должностей экономистов и инженеров по организации и нормированию труда.
С учетом этого указанные обязанности целесообразно включить в должностные инструкции экономистов либо инженеров по организации и нормированию труда.
В соответствии со ст.87 ТК установление, замена и пересмотр норм труда производится нанимателем с участием профсоюзов.
К нормам труда, согласно ст.86 ТК, относятся нормы выработки, времени, обслуживания, численности, нормированные задания. Указанные нормы труда устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда, а для отдельных категорий работников — также с учетом физиологических и половозрастных факторов.
Нормы труда (нормы времени, выработки, нормативы численности и др.) для коммерческих организаций в централизованном порядке не установлены.
С учетом этого порядок расчета численности работников, в том числе экономистов и инженеров по организации и нормированию труда, устанавливается в организации самостоятельно.
Методические материалы для расчета норм труда в организациях всех форм собственности разрабатываются Республиканским центром нормирования труда научно-исследовательского института труда и утверждаются постановлениями Минтруда и соцзащиты. Начиная с 2001 г. подготовлены и утверждены следующие документы:
1. Рекомендации по организации нормирования труда в отраслях экономики (постановление Минтруда от 29.03.2001 № 33).
2. Методические рекомендации по установлению норм и нормативов для нормирования труда рабочих (постановление Минтруда и соцзащиты от 26.11.2004 № 134).
3. Методические рекомендации по установлению норм управляемости для руководителей производственных структурных подразделений коммерческих организаций (постановление Минтруда и соцзащиты от 29.12.2004 № 163).
4. Методические рекомендации по определению нормативов времени на отдых и личные надобности работников в отраслях экономики (постановление Минтруда и соцзащиты от 30.09.2005 № 125).
5. Межотраслевые нормативы численности работников кадровых служб коммерческих организаций (постановление Минтруда и соцзащиты от 27.12.2005 № 187).
6. Межотраслевые нормативы численности работников, занятых бухгалтерским учетом и финансовым обеспечением деятельности коммерческих организаций (постановление Минтруда и соцзащиты от 14.11.2006 № 143).
Что касается нормативов численности работников, занятых организацией и нормированием труда, то в настоящее время такие нормативы не утверждены.