Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Социум
11.01.2005 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ: ВНЕДРЯТЬ,И КАК МОЖНО СКОРЕЕ!

Беларусь начинает пенсионную реформу, которая вынудит работодателя, создающего вредные условия труда для своих работников, нести ответственность за потерю ими здоровья и досрочный выход на пенсию. Правительство Беларуси уже одобрило соответствующий законопроект...

Беларусь начинает пенсионную реформу, которая вынудит работодателя, создающего вредные условия труда для своих работников, нести ответственность за потерю ими здоровья и досрочный выход на пенсию. Правительство Беларуси уже одобрило соответствующий законопроект. Он позволит применять давно существующие во всем мире так называемые "профессиональные" (корпоративные) пенсии. Обеспечивает их работодатель, открывая на работника индивидуальный счет и формируя пенсию по накопительному принципу.
 
О сути реформы и возможных последствиях ее внедрения рассказывает один из  разработчиков Юрий ВЕСЕЛОВ, кандидат технических наук, доцент.

Почему нужна реформа?

По статистике, в 2050 г. на одного пенсионера будет приходиться уже только один работающий гражданин. Специалисты Института социологии Российской академии наук подсчитали, что распределительная система эффективна только при соотношении занятых в экономике и пенсионеров не ниже, чем 10:1, то есть при молодом населении.

Если действующую пенсионную систему не реформировать, то в 2050г. пенсионный тариф должен составить около 60% от фонда оплаты труда нанимателя. Добиться этого экономически нереально. Тогда останется или повышать пенсионный возраст, или снижать размер пенсий. Чтобы до этого не дошло, нужно проводить реформы, которые позволят увязать уровень пенсии с объемом участия каждого конкретного застрахованного в финансировании пенсионной системы.

В чем особенность профессиональных пенсий?

Обязательное профессиональное пенсионное обеспечение вводится для тех работников, которые заняты в особых условиях труда, т.е. вредных для здоровья и опасных для жизни. Покрывать расходы на эти пенсии будет работодатель, поскольку именно он непосредственно заставляет людей рисковать. С одной стороны, это позволит заинтересовать его в создании безопасных условий труда. С другой - снизит нагрузку на фонд соцзащиты населения.

Реформа не освобождает государство от своих обязанностей. За счет нанимателей будет покрываться только досрочный выход на пенсию, т.е. до общепринятого пенсионного возраста, что, повторим, обусловлено особыми условиями труда. При достижении обычного пенсионного порога пенсию станет выплачивать Фонд соцзащиты.

Наниматель, таким образом, будет уплачивать дополнительные страховые взносы пропорционально фонду оплаты труда конкретного работника, рабочее место которого было аттестовано по условиям труда на получение досрочной пенсии.

Как это может работать?

Условия и правила участия в профессиональном пенсионном страховании должен установить соответствующий Декрет Президента, а более детально они будут регулироваться отдельными постановлениями Совета Министров. Предварительно эти нормативные акты должны пройти широкое обсуждение во всех заинтересованных организациях. Далее каждый наниматель, имеющий рабочие места с неблагоприятными условиями труда, будет обязан создать свою профессиональную пенсионную систему с участием держателя профессионального пенсионного фонда.

Его учредителями могли бы стать "Белгосстрах"  и "Беларусбанк". Именно они имеют достаточно развитую инфраструктуру, необходимую для эффективной работы по всей территории Беларуси. Сам фонд целесообразно создать на базе действующей страховой организации  "Стравита" (учредитель "Белгосстрах") путем изменения его организационно-правовой формы. Выбор этого предприятия объясняется  наличием у него достаточного опыта работы на страховом рынке дополнительных пенсионных систем и квалифицированного персонала.

Предлагаемая модель будет работать на основе накопительного принципа. То есть взносы учитываются на специальных  индивидуальных счетах работников, капитализируются и подлежат инвестированию. Наиболее приемлемый вариант - в государственные ценные бумаги, на реализацию государственных экономических программ. Профессиональные пенсии предусматривается выплачивать ежемесячно.

Конфликт? Компромисс!

Введение дополнительного страхового платежа для профессионального страхования работников может привести к острому конфликту работников и нанимателей. Первые хотят получить достойную пенсию, а наниматель стремится понизить финансовую нагрузку на фонд оплаты труда, чтобы сократить себестоимость производимой продукции и повысить ее конкурентоспособность. Каким образом возможен компромисс? Думается, его сможет выработать  трехсторонняя рабочая группа, созданная Национальным советом по трудовым и социальным вопросам. Ее главная задача - определить приемлемые для всех параметры, по которым можно рассчитать фиксированный страховой тариф, а его в дальнейшем будет обязательно утверждать правительство.

Очевидно, что внедрение профессиональной пенсионной системы повлечет за собой определенные "неудобства" для нанимателя. Увеличится себестоимость продукции за счет дополнительной нагрузки на фонд оплаты труда, а значит, возрастет и НДС.

Расчеты показали, что доля дополнительных страховых взносов в общих затратах на производство и реализацию продукции в среднем для всех отраслей народного хозяйства, имеющих неблагоприятные условия труда, составляет 0,0542 % при условии уплаты индивидуального страхового тарифа в размере 7% и 3 % (в зависимости от вредности условий труда). Величина дополнительного страхового платежа, начисленного на весь фонд оплаты труда предприятий, имеющих работников с вредными условиями, составляет 0,559%.

Видимо, без снижения общей налоговой нагрузки на предприятия при одновременном  введении профессиональной пенсионной системы не обойтись. Но нужно при этом понимать, что снятые при такой реформации налоги просто инвестируются в человеческий капитал предприятия.

Расчетами установлено, что страховой тариф в размере 7% от фонда оплаты труда работника обеспечит его пребывание на пенсии в течение 10 лет на уровне 32% средней зарплаты по стране при инвестиционном доходе в 7% и административных расходах страхователя  в  10%  от  инвестиционного дохода. В то же время для предприятий, имеющих стабильное экономическое положение, введение дополнительного страхового тарифа  не является серьезным препятствием для сохранения финансовой устойчивости.

В целом реформа вынудит нанимателя по-иному взглянуть на наличие вредных и опасных для здоровья человека рабочих мест. Экономические рычаги заставят его поменять технологические процессы производства на более современные и безопасные. А это не только повысит эффективность экономики, но и не замедлит сказаться на общей экологической обстановке.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений