$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Проезжайте, недорого

12.01.2010

Плата за право проезда по территории иностранных государств для белорусских перевозчиков с 1 января снижена в 1,7 раза. Эта норма, предусмотренная Указом Президента от 2.06.2009 № 274, стала очередным шагом в реализации антикризисной программы отечественной транспортной отрасли.

Стратегия оказалась вполне эффективной. Как отметил в беседе с корреспондентом «ЭГ» заместитель генерального директора Белорусской ассоциации международных автоперевозчиков (БАМАП) Иван Манкевич, к исходу III квартала удалось преодолеть отрицательные тенденции: «Как сейчас модно говорить, мы не только достигли «дна», но и оттолкнулись от него — впервые за период спада вышли на нулевую рентабельность большинства организаций отрасли. Это, в частности, стало возможным благодаря целенаправленному снижению налоговой нагрузки: в 2009 г. она сократилась на 1,2% за счет отмены ряда оборотных налогов, а в 2010 г. планируется убрать еще 2%. Таким образом, условия хозяйствования белорусских компаний становятся практически сопоставимыми с нашими конкурентами из соседних стран».

Реальные перспективы для роста обещает также формирование Таможенного союза Беларуси, России, Казахстана. Отмена транспортного контроля на пространстве от Бреста до китайской границы автоматически повышает эффективность использования машин, исключает простои на таможнях и соответственно увеличивает скорость движения по маршрутам — не секрет, что до сих пор мы существенно уступали по этим показателям компаниям из Евросоюза. Кстати, в новых условиях ввозные пошлины на импортные грузовики будут сохранены на действующем белорусском уровне — режим правительственных преференций, установленный для Минского автозавода, обеспечивает более последовательную защиту внутреннего рынка, чем аналогичные российские нормативные акты.

Впрочем, всякое ограничение импорта современной техники вызывает справедливые нарекания у перевозчиков. Ведь в текущем году БАМАП по ряду известных причин, связанных с кризисом, вынуждена была сократить темпы обновления автопарка. «А это наш главный ресурс, старение которого рано или поздно приведет к потере конкурентоспособности отрасли, — отметил И. Манкевич. — Выход из этой ситуации видится в снижении стоимости кредитов, возобновлении закупок по лизинговым программам. По нашему мнению, машины, которыми сегодня заполнены складские площадки МАЗа, также имеет смысл задействовать на маршрутах — путем широкого применения отсрочек платежей и нулевых процентных ставок. Время явно не располагает к замораживанию основных производственных фондов».

Владислав ПЛАТУН