$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ПРОЕЗД ПО БЕЗНАЛУ ©

28.12.2012

В 2013 г. в Беларуси запланировано расширение сети платных автомобильных дорог. Ожидается, что скорость движения на них повысится, сервис улучшится, а плата будет взиматься в безналичной форме с применением электронных технологий.

Внедрять систему расчетов на платных дорогах в нашей стране будет австрийская компания Kapsch TrafficCom AG, с которой согласно Указу от 27.09.2012 № 426 заключен соответствующий инвестиционный договор на сумму 267 млн. EUR.

Как сообщили «ЭГ» в дочерней компании инвестора ИООО «Капш Телематик Сервисиз», на первом этапе проекта с 1.07.2013 г. система электронного сбора платы будет введена на трассе M1/E30, где уже сейчас есть платные участки, и на некоторых отрезках вспомогательных дорог, в т.ч. по пути в Национальный аэропорт Минск-2, общей протяженностью 842 км. Второй этап охватит 478 км дорог, связывающих Минск с Гомелем и Могилевом. Детали 3-го и 4-го этапов пока не согласованы с правительством. При этом Kapsch TrafficCom AG готова организовать платный проезд на 2,7 тыс. км белорусских трасс. Электронные системы сбора платы за проезд на основе технических решений Kapsch уже успешно эксплуатируются в Австрии, Чехии, Польше, Италии, Франции, ЮАР и др.

Плата будет взиматься преимущественно с грузовых автомобилей, а также машин, принадлежащих иностранным гражданам. По-прежнему бесплатным проезд останется для транспортных средств, зарегистрированных на территории государств — членов Таможенного союза, с технически допустимой общей массой до 3,5 т, тракторов и самоходных машин и некоторых специальных категорий транспортных средств.

Для проезда по платным дорогам автовладельцам придется обзавестись специальным бортовым устройством, фиксирующим километраж, необходимый для расчета суммы платежа. Для его получения понадобится внести залоговую стоимость в пунктах обслуживания клиентов, которые расположатся вдоль трасс, на заправочных станциях и вблизи пограничных пунктов пропуска. Залог будет возвращаться при сдаче устройства во время выезда машины за пределы страны. Полный список пунктов обслуживания с указанием режима их работы станет доступным на сайте системы BelToll (www.beltoll.by) в конце весны.

Белорусским транспортным компаниям и индивидуальным перевозчикам нужно будет зарегистрироваться в системе BelToll (предварительная регистрация начнется 5.06.2013 г.), оформить договор на необходимое количество бортовых устройств и внести залог за их использование. Впоследствии в целях сокращения временных затрат и снижения документооборота счета за пользование платными дорогами будут оплачиваться ежемесячно за весь автопарк компании.

Согласно Указу № 426 взимание платы может осуществляться, только если существует альтернативный путь для бесплатного проезда в данном направлении. Однако представители Kapsch TrafficCom надеются, что водители предпочтут платные дороги — более удобные и надежные.

Платежи за проезд пополнят белорусский бюджет и валютные запасы, т.к. основными плательщиками должны стать иностранные автовладельцы. При этом транзитный потенциал страны не пострадает, уверяют в Kapsch. Наоборот: поскольку часть средств, вырученных за проезд по платным дорогам, пойдет на их модернизацию и на развитие придорожного сервиса, что сделает Беларусь привлекательнее для перевозчиков и туристов.

Впрочем, это зависит, в частности, от стоимости платежей, размера залоговой стоимости бортовых устройств и предельно разрешенной скорости движения. Эти и ряд других вопросов Совмину предстоит решить в ближайшие месяцы.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО