$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Проекты. ПРАВИЛА ИГРЫ:©

17.11.2015

бюджет всегда выигрывает

Проект закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», среди прочего, предусматривает введение 4-процентного подоходного налога на выигрыши, получаемые гражданами от организаторов азартных игр. Это вызвало серьезную озабоченность и протесты белорусских букмекеров. Они направили в МНС, Минфин, Комитет госконтроля, КГБ, Палату представителей Национального собрания и Администрацию Президента коллективное обращение с аргументами против планируемых изменений.

Данное обращение подписали уполномоченные представители 16 компаний – организаторов букмекерской игры, в т.ч. ООО «Букмекер-Инфо» (информационный портал Bukmeker-Info.by). Все они уверены, что в представленной редакции закон принимать нельзя.

Согласно п. 91 проекта закона ст. 173 НК дополняется пунктом 5, где указано, что ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 4% в отношении доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных физическими лицами от организаторов азартных игр – юридических лиц Республики Беларусь. Такая норма, по мнению авторов обращения, будет иметь крайне негативный эффект как для букмекерской отрасли, так и для бюджета страны в целом, поскольку «противоречит здравому смыслу, концепции налогообложения доходов в нашей стране и не учитывает специфику букмекерской деятельности. Признание на законодательном уровне налогооблагаемой базой суммы возвращенных и несыгравших ставок, когда игрок получает от организатора азартной игры выплату в размере сделанной ставки, уже само по себе является фактом несправедливости по отношению к гражданам».

Случаев, по которым букмекерская контора может осуществить возврат по несыгравшим ставкам, достаточно много: отмена события, остановка матча, отказ игрока или команды, изменение места проведения события или его участников и т.д. Помимо этого, по популярным среди игроков ставкам на тоталы и форы расчету с коэффициентом «1» ежедневно подлежат тысячи ставок. Например, если игрок поставил 100 000 Br на событие, которое впоследствии отменили или которое состоялось, но выплата производится в соотношении 1 : 1, букмекер должен вернуть ставку. Доход игрока (т.е. разница между полученной и поставленной суммами) равен нулю. Но в соответствии с предлагаемой редакцией п. 5 ст. 173 НК организатор букмекерской игры должен будет удержать с игрока 4% налога и выплатить ему не 100 000 Br, а 96 000. По мнению авторов письма, несправедливость здесь усугубляется двойным налогообложением: ведь игрок делает ставку из средств, полученных в виде зарплаты или иных легальных доходов, с которых подоходный налог уже удержан.

Вызывает тревогу и технический аспект предполагаемых изменений. В частности, УП «Национальные спортивные лотереи» был направлен запрос в МНС о некорректной формулировке п. 5 ст. 173 НК, не учитывающей специфику букмекерской деятельности. В ответе МНС заявило, что для освобождения от подоходного налога возвращенных несыгравших ставок необходимо введение дополнительного раздельного учета таких ставок и выигрышей, а на сегодняшний момент такой учет отсутствует. Но в республике для контроля за оборотами в сфере игорного бизнеса была создана специальная компьютерная кассовая система (СККС), к которой подключены все организаторы букмекерской игры. При этом в СККС в режиме реального времени передается полная информация по каждой ставке, в т.ч. ее сумма и сумма выигрыша. Наладить раздельный учет по ставкам, где сумма выигрыша равна или меньше суммы ставки, от иных ставок для СККС не составит труда. А вот планируемые изменения потребуют доработки программного обеспечения и, соответственно, времени на реализацию и тестирование. Отсутствие проработки технических вопросов приведет к остановке работы букмекерских контор, если они, конечно, не пойдут на нарушение норм действующего законодательства. Но последнее равносильно потере лицензии и закрытию предприятий с сопутствующими штрафами.

Игрок всегда стремится сделать ставку там, где выше коэффициент, даже на сотую долю, и, соответственно, больше выплата. Введение подоходного налога приведет к тому, что основная масса игроков перестанет играть в белорусских букмекерских конторах и переместиться на интернет-сайты нерезидентов, где выигрыши выплачивают без налоговых удержаний. Это приведет к оттоку валюты из страны, т.к. зарубежные букмекерские конторы предлагают пользователям открывать игровые счета и проводить депозиты исключительно в валюте. Одновременно снизятся поступления налогов от игорного бизнеса в отечественный бюджет, ведь деньги и оборот ставок уйдут из страны. Налоги с выигрышей белорусских игроков будут получать бюджеты стран, резидентами которых являются зарубежные букмекерские конторы. Таким образом, белорусский бюджет не только не получит планируемых доходов, но рискует потерять нынешние поступления. Добавим, что это принесет дополнительные риски: белорусские игроки будут обязаны представлять декларацию о доходах, полученных за рубежом, и уплачивать подоходный налог тоже со всех полученных от иностранных букмекеров сумм в соответствии с подп. 1.2 п. 1 ст. 178 НК.

Снижение оборота может сократить рентабельность букмекерских контор настолько, что приведет к их закрытию, говорится в письме. В результате бюджет потеряет поступления, сотни людей – работу, а клиенты – желание играть. Ведь сумма подоходного налога с них будет гораздо выше, чем в среднем по стране. Например, если игрок сделал ставку 10 000 Br с коэффициентом 1,1 и выиграл, то общий выигрыш составит 11 000 Br, а доход – 1000 Br. Но согласно предлагаемой норме 4-процентный налог будет удержан с 11 000 Br и составит 440 Br, т.е. 44% реального дохода. Такой подход мало кому покажется справедливым. Авторы письма считают, что «суммы поступлений в бюджет от налогообложения выигрышей будут несопоставимы с негативным социально-экономическим эффектом от принятия столь непродуманного решения о введении налога на выигрыш, а не на доход».

Поэтому букмекеры просят исключить из проекта закона п. 5 ст. 173 НК в предлагаемой редакции и доработать его. Кроме того, организаторы азартных игр обеспокоены тем, что законотворчество в республике осуществляется без учета их экономических интересов и профессионального мнения. При подготовке проекта закона мнение организаторов букмекерской игры относительно изменения ст.ст. 173 и 175 НК не запрашивалось. Между тем они готовы направить своих уполномоченных представителей для взаимодействия с инициаторами корректировки законодательства, чтобы найти баланс между интересами государства и бизнеса без ущерба существующему положению дел.

Вадим ЛЕБЕДЕВ
 

За рубежом

Налогообложение доходов от выигрышей – тема весьма деликатная во многих странах. Например, в России согласно подп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ подоходный налог уплачивают физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей и организаторами азартных игр, за исключением выигрышей, выплачиваемых в букмекерской конторе и тотализаторе, – исходя из сумм таких выигрышей. При определении налоговой базы по доходам в виде выигрышей, полученных в букмекерской конторе и тотализаторе, учитываются суммы выигрышей за вычетом сумм ставок, служащих условием участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе (ст. 214.7 НК РФ). Указанные суммы выигрышей подлежат налогообложению у источника выплат по ставке 13%.

В некоторых странах выигрыш в лотерее налогом не облагается (Австралия, Испания, Канада, Латвия, Великобритания и многие другие), в других облагается. Например, в Швейцарии с суммы выигрыша взимается налог по ставке 35%, в Болгарии – 10%, в Италии этот налог платят с выигрышей более 500 EUR, и он составляет 6%. В Чехии налогообложение касается только выигрышей в телевикторинах, причем размер налога – 20%, и облагаются суммы, превышающие 400 EUR. В основном сумма налога автоматически вычитается из приза, т.е. победителю выдают чистую сумму.

В США ставка федерального налога на выигрыши в лотереях составляет 25%, причем облагается сумма свыше 600 USD. При выигрыше от 600 до 5000 USD получателю приза высылается форма W-2G для декларации суммы выигрыша в налоговом отчете. Если сумма приза превышает 5000 USD, федеральные власти сразу удерживают 28% налога еще до выдачи чека. Но местные органы власти вправе добавить дополнительный процент к ставке, который различается в разных штатах. Например, в Нью-Джерси федеральный налог увеличен на 10,8%, в Мичигане – на 4,35%. В Калифорнии, Техасе и Неваде региональный налог не добавляется. Максимальная сумма налога не должна превышать 40%.

Мало кто знает, что налогом облагаются и выигрыши в американских казино, причем объектом обложения является каждая выигранная ставка. Правда, местные игроки могут вести так называемый дневник, где учитываются результаты всех ставок, и платить налог только в конце налогового периода и только если выигрыш получился в совокупности. А вот нерезиденту приходится платить даже тогда, когда по итогам налогового периода он останется в «минусе». Подобная несправедливость, кстати, недавно была успешно оспорена в суде, что, возможно, станет прецедентом.