Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Мнения
23.12.2003
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Проекта два, политика — одна

В Палату представителей внесены два законопроекта с одинаковым названием -- "Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь"...

В Палату представителей внесены два законопроекта с одинаковым названием -- "Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь". Один из них -- правительственный, второй разработан по инициативе депутатской группы "Содействие экономическому развитию" и внесен девятью парламентариями. О том, как принятие того или иного варианта закона может отразиться на жизни страны, рассказывает руководитель депутатской группы "СЭР" Кирилл ХОЛОПИК.

-- Закон "Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь" -- один из немногих, напрямую предусмотренных в Конституции. Он программный и дает право парламенту определить курс развития страны на ближайший десяток лет.

Законопроект, разработанный группой "СЭР", согласно регламенту Палаты представителей имеет статус альтернативного. В соответствии с законодательством оба проекта должны быть рассмотрены на пленарном заседании одновременно.

Мы предлагаем иную (по сравнению с документом, разработанным правительством) степень регулирования внутренней и внешней политики будущим законом. По главным и спорным вопросам мы поясняем, в каком направлении двигаться, что и как делать. Если правительственный проект, к примеру, просто декларирует: в стране надо проводить приватизацию, то наш, кроме этого, раскрывает, как именно, какими методами ее проводить. Расширять ли способы разгосударствления? Как быть с чековой приватизацией? По какой стоимости приватизировать объекты? Наш документ дает ясные ответы на все эти вопросы, чего нет в правительственном. То есть вариант Совмина позволяет принимать решения в зависимости от конъюнктуры, а наш расставляет точки над "i".

Я назвал лишь одно направление, но то же самое касается всех остальных глав и статей закона -- о предпринимательстве, здравоохранении, образовании, науке, культуре, спорте и так далее.

-- Может быть, и не надо загонять Совмин в строгие рамки?

-- Позвольте с этим не согласиться. Страна должна иметь четкие, законодательно определенные ориентиры. Все граждане, предприниматели, юридические лица, инвесторы, страны-соседи должны точно знать, чего ожидать от нашего государства в ближайшие 10--15 лет.

Возможно, некоторые наши идеи воспримутся неоднозначно, возможно, в ходе обсуждения в Палате представителей предложат более прогрессивные подходы. Мы готовы к тому, что какие-то нормы будут изменены в ходе диалога, дополнены нашими коллегами из Палаты представителей, Совета Республики, исправлены Президентом. В то же время группа "СЭР" будет настаивать на высокой степени детализации всех статей: в таком важном законе необходима максимально возможная определенность, а не общие направления.

Сегодня же ее и не хватает. Даже многие из министров не ответят на вопрос: какой будет отрасль, которую они возглавляют, допустим, через пять лет?

Хочу отметить, что наш проект закона не содержит чего-то радикально нового и необычного. Из огромного количества документов, принятых на самом разном уровне и изученных нами с участием экспертов, было отобрано все лучшее. Материалы систематизированы и сведены воедино. Есть официальное заключение Министерства экономики, что наш проект закона "в концептуальном плане согласуется с основными положениями и выводами разрабатываемых и реализуемых в Республике Беларусь основополагающих программных документов". Отталкиваясь от этих слов, хочу напомнить, что хороших наработок в стране немало, вот только о многих из них незаслуженно забыли, а реализация других по разным причинам искусственно тормозится.

В ходе подготовки проекта закона депутаты смогли убедиться в том, что многие принятые и действующие программные документы не выполняются, игнорируются и замалчиваются. Они вроде бы и есть, в свое время широко освещались, но сегодня не исполняются. Возьмем, к примеру, пенсионную сферу. Концепция пенсионной реформы, одобренная правительством, почему-то не востребована. Как, впрочем, прогрессивные решения по проблемам развития науки, инновационной деятельности, поддержки предпринимательства. Причем в реальной жизни иногда все делается чуть ли не наоборот.

Так, на втором Всебелорусском собрании принято решение, что в нашей стране будет действовать плоская шкала подоходного налога. Причем это решение утверждено Указом Президента. Но оно до сих пор игнорируется Советом Министров и Минфином. Причем, когда мы в наш законопроект внесли норму о плоской шкале и направили его на согласование с Минфином, руководство последнего высказалось против.

Группа "СЭР" предлагает и ряд новшеств. Так, мы считаем, что следует внедрить обязательное медицинское страхование. Как известно, в Российской Федерации оно уже введено. И хотя новая система временами там пробуксовывает, но она постоянно совершенствуется и, думаю, лет через пять-шесть у них в этом плане будет наведен порядок.

Напомню, что в соответствии с Договором о создании Союзного государства гражданам двух государств должны быть обеспечены равные права. Но если у нас будет действовать бюджетная система медпомощи, а в России -- страховая, то белорусские граждане окажутся в невыгодной ситуации, поскольку не смогут пользоваться бесплатными медицинскими услугами на территории восточной соседки из-за отсутствия страховки.

-- Кстати, в проекте закона, внесенном в парламент правительством, даже в разделе, посвященном внешней политике, ни словом не упоминается Российская Федерация. В проекте группы "СЭР", наоборот, России уделено значительное внимание. Почему заложены столь разные подходы?

-- Мы считаем данную особенность правительственного законопроекта самым большим недостатком из всех. На мой взгляд, такое действие Совета Министров означает изменение внешней политики государства.

Наш вариант закона констатирует то, что уже прописано в международных договорах. Мы однозначно предлагаем сохранить приоритетность отношений с Российской Федерацией и записали, что внешнеполитическим приоритетом является "интеграция Республики Беларусь вместе с Российской Федерацией в европейское и мировое экономическое и политическое пространство". Когда в эпоху глобализации весь мир объединяется, Беларусь не должна стоять в стороне. При этом участие в процессах глобализации совместно со стратегическим партнером в лице России для нас намного эффективнее, чем в одиночку.

-- Как дальше может строиться работа над законом? Возможно ли объединить два проекта в один?

-- Безусловно, депутатская группа "СЭР" будет стремиться, чтобы за основу был принят именно наш вариант. Если так и произойдет, то я уже говорил, что мы готовы корректировать содержание законопроекта, работая в рамках совместной рабочей группы. Более того, даже если за основу не будет принят ни один из документов, считаю, что надо искать компромисс, который устраивал бы и депутатов и правительство.

На прошлой неделе в Палате представителей создана специальная парламентская комиссия для работы над законопроектом. В ее состав вошли 18 депутатов во главе с заместителем председателя комиссии по законодательству и судебно-правовым вопросам Михаилом Мирановичем. Такой шаг предпринят в связи с тем, что это закон особой важности и что он затрагивает все без исключения сферы жизни страны.

-- Допустим, депутаты проголосуют за ваш вариант, но подпишет ли его Президент?

-- Без согласия главы государства такие законы не должны приниматься. Естественно, мы письменно информировали его обо всех этапах разработки документа. Будет ли он подписан? Наша группа предлагает двигаться в направлении либерализации экономики, демократизации общественной жизни, сотрудничества и унификации законодательства с Россией, но все это неоднократно предлагал и сам Президент, принципиальных разногласий здесь нет.