$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ПРОЕКТ ПЕРЕМЕН: ОТ ПРИНЦИПОВ ДО КРИТЕРИЕВ

07.05.2013

О состоянии рынка аудита в Беларуси и перспективах его развития в связи с разработкой проекта новой редакции закона «Об аудиторской деятельности» рассказал на оnlinе-конференции, организованной агентством Белта, начальник управления регулирования аудиторской деятельности Министерства финансов Николай СОРОКА.

По словам Н.Сороки, принятие нового закона продиктовано необходимостью формирования надлежащей правовой базы аудита и ее гармонизации с международными требованиями. В частности, в условиях отмены лицензирования аудиторам предоставлен более свободный доступ на рынок. Аудиторские организации и аудиторы-ИП до начала осуществления ими аудиторской деятельности обязаны уведомить Минфин в письменной или электронной форме о соответствии установленным законом требованиям, дающим им право на осуществление такой деятельности. Это позволит вести учет участников рынка в республике. Единственное требование — это 2-летний стаж работы в аудите для аудиторов-ИП и руководителей аудиторских фирм. Кроме того, в штате последних должно быть не менее 5 аудиторов, а не 3, как теперь. Такое увеличение, по мнению начальника управления, обеспечит более высокий профессиональный уровень при проведении проверок, поскольку крупные аудиторские организации могут учитывать индивидуальные профессиональные качества каждого аудитора, их специализацию по отдельным вопросам, обеспечивая при этом должный уровень внутреннего контроля качества оказываемых услуг. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению качества аудита. Как справляются аудиторы-ИП без этих преимуществ, участников конференции не заинтересовало.

ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ежегодному аудиту будут подлежать организации, финансовая информация о деятельности которых представляет интерес для широкого круга пользователей (ОАО, банки, небанковские кредитно-финансовые организации, биржи, страховые организации и др.), а также резиденты Парка высоких технологий, профучастники рынка ценных бумаг. Кроме того, обязательному аудиту будут также подлежать организации, выручка которых за предыдущий отчетный год превысит 5 млн. EUR вместо нынешних 600 тыс. При определении величины критерия были приняты во внимание данные статистической отчетности о показателях деятельности организаций республики, зарубежный опыт, рекомендации Всемирного банка и МВФ, отметил Н.Сорока. Такой подход позволит избавить от обязательного аудита субъектов малого и среднего бизнеса, чтобы стимулировать их развитие. Кроме того, практика показала, что аудиторские организации и аудируемые лица были перегружены обязательным аудитом, что не способствовало повышению качества аудиторских проверок. В результате число организаций, подлежащих обязательному аудиту, сократится до 950–970, считает Н.Сорока.

Поскольку новый закон должен вступить в силу с 1.01.2014 г., указанный критерий будет применяться уже в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 г. Так что проводить обязательный аудит должны будут компании, выручка которых по итогам 2012 г. превысит 5 млн. EUR.

Еще одно новшество — введение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с МСФО. Проводить его получат право только аудиторские организации, имеющие в штате не менее двух аудиторов с квалификацией, гарантирующей знания МСФО и МСА. При этом предприятия, чья отчетность по МСФО аудирована, будут освобождаться от проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с национальным законодательством.

В ПРОЕКТЕ закона основные понятия аудиторской деятельности приведены в соответствие с международными стандартами аудита (МСА), считает Н.Сорока. Так, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности определен как аудиторская услуга по независимой оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности. При этом предметом такого аудита может являться отчетность, составленная в соответствии как с национальным законодательством, так и с иностранным и МСФО. Аудиторская деятельность определена как предпринимательская деятельность по оказанию аудиторских услуг, которые включают в себя проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности; осуществление обзоров финансовой информации; выполнение специальных аудиторских заданий; оказание сопутствующих аудиту услуг, таких как компиляция финансовой информации и выполнение согласованных аудиторских процедур.

В отдельную категорию аудиторских услуг выведен аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, под которым понимается независимая оценка этой отчетности аудируемого лица, в т.ч. составленной в соответствии с МСФО, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности. Помимо аудиторской деятельности аудиторские организации и аудиторы-ИП смогут также оказывать профессиональные услуги, в т.ч. ведение бухгалтерского и иного учета, составление бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности, в т.ч. в соответствии с МСФО, законодательством других государств, составление налоговых деклараций (расчетов); постановка и восстановление бухгалтерского и иного учета; анализ хозяйственной деятельности организации, оценка предпринимательских рисков, финансовое планирование; разработка и анализ инвестпроектов, составление бизнес-планов; оценка стоимости объектов гражданских прав; консультационные услуги; автоматизация бухучета и внедрение информационных технологий.

Отдельные виды аудита могут устанавливаться в законодательстве. При этом, как и сегодня, аудиторам будет запрещено заниматься иными видами предпринимательства, кроме аудиторской деятельности и оказания профессиональных услуг. Н.Сорока отметил, что заказчиками аудиторских услуг, согласно проекту, смогут быть не только аудируемые лица или их собственники, но и иные заинтересованные лица (инвесторы, банки, государственные органы), заключившие с согласия аудируемого лица (если иное не предусмотрено законодательством) соответствующий договор с аудиторской организацией или аудитором-ИП.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ в Беларуси действует 141 аудиторская организация (годом ранее — 146), а число аудиторов выросло с 1493 до 1505. По итогам 2012 г. они оказали 9,6 тыс. аудиторских услуг на сумму 168 млрд. Br (в текущих ценах почти в 2 раза больше, чем год назад), в т.ч. 4,9 тыс. — по проведению обязательного аудита на сумму 93 млрд., рассказал Н.Сорока. Аудит в 2012 г. был проведен в 5636 организациях (в 2011-м — в 5628). Заметим, что на 30 компаний, включенных в рейтинг Минфина (см. «ЭГ» № 26 от 9.04.2013 г.), приходится 35,6% выручки аудиторских фирм республики.

В проекте новой редакции закона впервые продекларированы и определены основные принципы осуществления аудиторской деятельности: независимость, конфиденциальность, профессиональная компетентность, профессиональное поведение. Это по сути этические нормы, которыми должен руководствоваться аудитор при выполнении своих профессиональных обязанностей, считает Н.Сорока. Он подчеркнул, что профессия аудитора является общественно значимой, что подразумевает признание своей ответственности перед обществом. Обязанности аудитора заключаются не только в удовлетворении потребностей аудируемого лица, но и кредиторов, инвесторов, правительства, а также других заинтересованных пользователей. Все они полагаются на компетентность, объективность, честность и независимость аудиторов при выражении ими профессионального мнения.

По мнению Н.Сороки, понятие аудиторской тайны, имеющееся в действующем законе, в его новой редакции трансформировалось в принцип конфиденциальности, который заключается в нераспространении и непредоставлении третьим лицам информации о деятельности аудируемого лица, заказчика и получаемых или составляемых в ходе оказания этих услуг документов, а также в неразглашении содержащихся в этих документах сведений без согласия клиентов. Те могут потребовать возмещения причиненных убытков (вреда) в случае несоблюдения этих норм аудиторами. Впрочем, отметим, что законодательство может содержать существенные изъятия из принципа конфиденциальности.

ПО-ПРЕЖНЕМУ актуальным остается вопрос ответственности аудиторов. Сегодня в соответствии со ст. 20 действующего Закона «Об аудиторской деятельности» за систематическое нарушение при проведении аудита требований, установленных законодательством, или допущение грубого нарушения порядка осуществления аудиторской деятельности, составление заведомо ложного аудиторского заключения или нарушение требований по повышению квалификации квалификационный аттестат аудитора аннулируется. А вот сами фирмы могут быть наказаны лишь за несвоевременное и ненадлежащее исполнение требования Минфина об устранении нарушений, выявленных в результате проверки.