Что год грядущий нам готовит Приняты в первом чтении проект бюджета-2023 и поправки в Налоговый кодекс
Палата представителей приняла в первом чтении проекты законов «О республиканском бюджете на 2023 год» и «Об изменении законов по вопросам налогообложения», сразу в двух чтениях – «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2023 год».
Ключевой задачей развития Беларуси в 2023 г. министр финансов Юрий Селиверстов назвал обеспечение сбалансированности и устойчивости республиканского и местных бюджетов, социальную защищенность населения.
Министр озвучил основные параметры бюджета-2023. Они не изменились после так называемого нулевого чтения.
Доходы по проекту республиканского бюджета предусматриваются в сумме 33,4 млрд руб. (+24,6% по сравнению с оценкой текущего года). Общий объем расходов запланирован в сумме 36,5 млрд руб. (+9,9%). Дефицит бюджета прогнозируется на уровне 3,2 млрд руб. Доходы консолидированного бюджета оцениваются в 57,2 млрд руб., расходы – 60,7 млрд руб. Уровень централизации финансовых ресурсов составит 24,2%. В структуре доходов консолидированного бюджета доля налоговых доходов достигнет 81%, или 46,4 млрд руб., неналоговых – 19%, или 10,9 млрд руб. Здесь учтены и безвозмездные поступления от РФ в соответствии с межгосударственными соглашениями, имеющие целевой характер.
Основной финансовый документ страны на следующий год верстался в сложной международной обстановке, в условиях жестких санкций со стороны стран Запада. И Юрий Селиверстов неоднократно подчеркивал: то или иное решение принято с учетом складывающейся экономической ситуации. Причем правительство готово и к более жестким сценариям развития. Для минимизации возможных рисков предусмотрено формирование в республиканском бюджете дополнительного резервного фонда главы государства в сумме 394 млн руб. Аналогичные фонды будут сформированы и в местных бюджетах.
В числе основных задач для сектора государственных финансов названы обеспечение экономического роста на основе повышения эффективности использования внешних и внутренних ресурсов и сокращения региональных диспропорций.
И глава Минфина, и депутаты акцентировали внимание на социальной направленности бюджета. На социальную сферу планируется направить 27,2 млрд руб., или 44,8% консолидированного бюджета.
Особое значение уделяется повышению оплаты труда работников бюджетных организаций. Прирост фонда оплаты труда по сравнению с 2022 г. составит 17%. В здравоохранении помимо существенного прироста расходов на оплату труда планируется на 20% увеличить сумму средств из республиканского бюджета на приобретение лекарственных препаратов и централизованные закупки медицинского оборудования. Всего на эти цели запланировано 1,3 млрд руб.
Прирастут расходы на финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, сообщил министр. На указанные цели в 2023 г. будет направлено 2,7 млрд руб. и 4,1 млрд руб. соответственно, что позволит существенно технически переоснастить и доукомплектовать вооруженные силы, другие войска и воинские формирования.
На национальную экономику в 2023 г. планируется потратить 4,65 млрд руб., что на 860 млн больше, чем в текущем году.
Вероятно, проект бюджета – 2024 будет формироваться уже по аналогии с российским – на «скользящей» основе на трехлетний период. То есть на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 гг. Так, в РФ принят и на днях опубликован закон о федеральном бюджете на три следующих года.
Правовая база для нововведения формируется: в конце октября Совмин внес в Палату представителей проект новой редакции Закона от 05.05.1998 № 157-З «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (далее – Закон № 157-З), предусматривающий в т.ч. сближение законодательства Беларуси и России в этой сфере.
ФСЗН: доходы и расходы
Представляя в Овальном зале законопроект «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2023 год», министр труда и социальной защиты Ирина Костевич сообщила, что доходы ФСЗН на следующий год рассчитаны в сумме более 25,2 млрд руб. и увеличатся на 16%.
Основной источник доходов – взносы на государственное социальное страхование, которые составят 22,8 млрд руб., или порядка 90% доходной части бюджета фонда.
Расходы фонда запланированы в сумме 24,7 млрд руб. (рост на 16%). Основная сумма расходов предназначена для финансирования пенсий (18,8 млрд руб., или 76,3%) и выплаты всех видов пособий (5,5 млрд руб., или 22%). В том числе на трудовые пенсии направят 18,4 млрд руб., на социальные и ряд других разновидностей пенсий – 433 млн руб.
Среднемесячный размер пенсий по возрасту неработающего пенсионера составит в следующем году 692 руб. (рост на 15%), отметила депутат Юлия Мурина.
В бюджете ФСЗН на 2023 год предусмотрен ежеквартальный пе-
рерасчет минимальных трудовых и социальных пенсий, повышений и надбавок к пенсиям, а также повышение трудовых пенсий – не менее одного раза в год.
Ежеквартальный перерасчет предусмотрен для государственных пособий семьям с детьми, пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста и др. Два раза в год запланирован перерасчет ежемесячных пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
Кроме того, из бюджета ФСЗН планируется выделять средства на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения в сумме 31,5 млн руб. и санаторно-курортного лечения и оздоровления – 56,2 млн руб.
Бюджет фонда сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 536,5 млн руб.
Поправки в Налоговый кодекс
Что касается законопроекта «Об изменении законов по вопросам налогообложения», то об основных его новациях «ЭГ» рассказывала ранее.
Так, до 01.01.2025 продлевается пакет налоговых мер, которые были введены с 2021 г. в условиях коронавируса, отменяются малоэффективные налоговые льготы, индексируются ставки земельного и экологического налогов, а также подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах. Вырастет ставка налога на прибыль с 18% до 20% и подоходного налога с доходов ИП с 16% до 20%.
Предусматриваются системные изменения в отношении подходов к налогообложению таких категорий плательщиков, как самозанятые граждане и индивидуальные предприниматели.
В числе других новшеств – цифровизация уплаты земельного налога, совершенствование порядка проведения камеральных проверок соответствия расходов доходам физических лиц, установление для плательщиков упрощенной системы налогообложения возможности ведения в личном кабинете плательщика на портале МНС учета в книге учета доходов и расходов.
***
Проект бюджета на 2023 год и поправки в НК во втором чтении депутаты планируют рассмотреть 14 декабря. Напомним: все три закона должны вступить в силу с 1 января 2023 г.