$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Продукт сопротивления сторон

25.05.2010

На прошедшем 21 мая в Санкт-Петербурге заседании глав правительств Таможенного союза и ЕврАзЭС не удалось преодолеть разногласия между странами. Подготовленные документы подписаны не были, а судьба начала работы Таможенного союза оказалась под вопросом.

В соответствии с решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 17 договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (ТКТС) должен был вступить в силу 1.07.2010 г. Правда, с оговоркой: «при наличии информации о выполнении сторонами необходимых внутригосударственных процедур». Так, 21 мая Госдума РФ ратифицировала договор о ТКТС и протокол о внесении изменений и дополнений в его 152 статьи. Осталось лишь реализовать план мероприятий по введению кодекса в действие, включающий 16 международных соглашений, в т.ч. о перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования, по вопросам особых экономических и специальных таможенных зон, экспортных пошлин и т.д., а также 17 проектов решений КТС, детально регламентирующих проведение таможенных процедур.

Однако подготовлены и представлены к подписанию на заседании только 8 международных соглашений. В частности, подписаны документы об отмене промежуточного таможенного контроля при транзите импортных товаров и транспортных средств по территории ТС, а также прекращено действие требования о доставке таможенным контролем.

Камнем преткновения стали вопросы ввоза товаров для личного пользования, пошлин на автомобили, нефть и нефтепродукты. Есть проблемы и с переходом к единой таможенной территории. Так, РФ и РБ готовы к переносу контроля с российско-белорусской границы на внешний контур союза. Сложнее с российско-казахстанской границей. С 1.07.2010 г. контроль на ней будет облегчен, но не снят. Между тем по казахстанскому законодательству физическим лицам разрешено ввозить беспошлинно до 2 т грузов. Неудивительно, что российские власти опасаются потока контрабанды и усиления наркотрафика из Кыргызстана и Китая. Поэтому пограничные пункты пропуска на границе с Казахстаном сохранятся на неопределенное время. Таможенную границу предполагается снять 1.07.2011 г., однако неофициально в ФТС РФ сомневаются в реальности исполнения этого решения.

По заявлению белорусских переговорщиков, по вине российской стороны, задержавшей проекты договоров о единой информационной системе внешней и взаимной торговли ТС, сорвано проведение внутригосударственных процедур по ним в Беларуси. Не решен и вопрос завершения установления единого торгового режима с третьими странами. Все эти вопросы, находящиеся на повестке ТС с ноября 2009 г., предстоит решить в ближайшие недели.

Пока же партнеры по ТС не могут согласовать свои интересы. Россия настаивает на сохранении ограничительных барьеров, защищающих ее автомобильную и авиационную промышленность. Понять россиян можно: без этих мер шансов на выживание у АвтоВАЗа и ему подобных почти нет. К тому же в РФ начинают активно работать заводы крупнейших мировых автоконцернов. Успех этих проектов во многом зависит от таможенной защиты от ввоза новых и подержанных машин. Но тогда Беларусь и Казахстан, своего легкового автопрома практически не имеющие, обречены стать рынком сбыта российской продукции — покупка автомобилей за пределами ТС большинству белорусов будет не по карману. По мнению россиян, желание РБ и Казахстана снизить здесь пошлины означает попытку «решить внутренние проблемы за счет России, сами ничем не поступившись». Другая проблема: пошлины на нефть внутри союза. Минск не устраивает нынешний вариант поставок беспошлинной нефти только для внутреннего потребления. А Москва настроена окончательно покончить с потерями своего бюджета из-за нефтяного транзита через Беларусь. Ответных аргументов у нас немного: перспективы иска в Экономическом суде СНГ весьма туманны, венесуэльские поставки проблему не решат, а упреки в том, что ни в одном союзе внутренних пошлин не бывает, на россиян не действуют.

На фоне этих проблем другие пункты повестки дня заседания, включая подписание ряда межгосударственных программ и соглашений (о сотрудничестве в сфере аттестации и аккредитации образовательных организаций, о развитии международного лизинга сельхозтехники и т.п.), остались в тени.

Утомленные спорами переговорщики не скрывают своего разочарования. Глава правительства Беларуси Сергей Сидорский и премьер-министр Казахстана Карим Масимов подтвердили необходимость дополнительного согласования позиций Таможенного кодекса. «В течение ближайших двух недель эксперты должны доложить о сближении позиций. Пока, к сожалению, эксперты не сблизились», — сказал С.Сидорский.

А премьер-министр РФ Владимир Путин заявил в интервью Межгосударственной телерадиокомпании “Мир”, что Таможенный союз не сможет заработать в полную силу к 1.07.2010 г. По мнению российского лидера «особые отношения» между РФ и РБ итак дают нашей стране достаточно преференций — особенно в виде цены на газ, самой низкой в СНГ, но с 2011 г. льготный период кончается. При этом В.Путин упомянул, что Беларусь в одностороннем порядке платит за газ по ценам 2008 г. Но этот вопрос, по мнению российского лидера, должен решаться на уровне хозяйствующих субъектов. Иными словами, прозвучал намек, что политического решения газового вопроса не будет. Добавим, что перемены в украинско-российских отношениях и строительство газопроводов в обход традиционных транзитеров, весьма усложнят переговоры с «Газпромом».

Один из членов российской делегации признался журналистам, что есть три сценария развития событий: снять все разногласия за 2—3 недели, чтобы успеть «запустить» союз с 1 июля; продлить обсуждение, отодвинув заявленный срок на 1 октября; или создать союз только с Казахстаном, с тем, чтобы Беларусь присоединилась, когда будет готова принять условия его работы. В утешение переговорщики припоминают сложности создания Евросоюза, занявшие почти 50 лет. Правда в основе тех процессов были несколько иные подходы, чем у ЕврАзЭС, а нынешние плоды этого объединения вряд ли могут служить источником интеграционного энтузиазма.

Леонид Фридкин


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях