Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ ...А магазины пока не готовы

В "НЭГ" N 3 за 2004г. (с.4) мы рассказали о проблемах идентификации отечественной продукции на основе ее штрихового кодирования. Сегодня автор публикации -- исполнительный директор Ассоциации товарной нумерации ЕАН Беларуси Владимир ПАВЛОВСКИЙ обраща...
В "НЭГ" N 3 за 2004г. (с.4) мы рассказали о проблемах идентификации отечественной продукции на основе ее штрихового кодирования. Сегодня автор публикации -- исполнительный директор Ассоциации товарной нумерации ЕАН Беларуси Владимир ПАВЛОВСКИЙ обращается к еще одному аспекту этой работы.

Перефразируя слова о солдате, мечтающем о маршальским жезле, можно сказать так: "Плох тот производитель, который не желает, чтобы его продукция попала на мировой рынок". В нашей стране большинство субъектов хозяйствования, вообще-то, научились маркировать свои изделия штриховыми кодами (за последние пять лет промаркировано более 220000 наименований товаров), а вот торговля к этому процессу подступается с какой-то неоправданной осторожностью. Магазины, оборудованные сканерами, даже в столице совсем недавно можно было пересчитать по пальцам. Серьезные попытки перейти на использование штрихкодов в ряде крупных торговых центров, как правило, заканчивались лишь опытным внедрением этих систем.

В последнее время, правда, ситуация начала меняться, чему в немалой степени способствовало выполнение правительственных решений об оснащении магазинов кассовыми аппаратами нового поколения, "наученных" работать со сканерами. И все же оснований для оптимизма пока немного. Уместно отметить, что в мире именно оптовая и розничная торговля была тем, образно говоря, "паровозом", который "тянул" за собой систему глобальной идентификации, вынуждал ее развиваться вширь и вглубь. Отечественный парадокс заключается в том, что при обилии на входе в торговые залы "проштрихованных" товаров (как отечественных, так и поступающих из-за рубежа) большинство торговых организаций пока не оснащены специализированным оборудованием -- принтерами и сканерами штриховых кодов, не внедрены соответствующие системы и средства автоматизации всех торговых операций. Те же, которые "продвинулись" на этом поприще, зачастую используют системы автоматизированного учета с использованием штрихкодов собственной разработки.

В преддверии появления в стране сети гипермаркетов тем более не стоит изобретать такие вот "велосипеды". Ведь в мире давно разработаны единые для любой точки планеты системы штрихового кодирования.

Его преимущества уже используют и некоторые минские торговые предприятия. Прежде всего, это универмаги "Торговый Дом "На Немиге" и "Европейский", магазины "Престон-маркет", "Национальный", "Панорама", "Евролюкс", система оптово-розничной торговли Евроопт и другие крупные торговые фирмы Минска.

Правда, и здесь не все гладко: очень часто внедрением в магазинах систем автоматизации на базе использования штрихкодирования занимаются люди, которые не имеют элементарных сведений о стандартах этого процесса. Отсюда и появляются доморощенные "коды". Так "Торговый дом "На Немиге" начал внедрять штрихкодирование тогда, когда коды на товарах были еще не столь распространены. Поэтому им пришлось маркировать товары собственными штриховыми этикетками. Стоимость работ включалась в цены, то есть хоть маленькая, но наценка была. Сохраняется она и сейчас, когда ситуация уже изменилась и можно было бы отойти от этих дополнительных затрат, использовать коды, нанесенные производителями товаров.

В мире активными пользователями системы штрихкодирования являются не только производители товаров, но и в очень большой степени -- торговые предприятия и другие участники логистических цепочек поставок. Это позволяет им опираться на знание большого количества международных нормативных документов в данной области. Кроме того, знание основополагающих правил построения международной системы штриховых кодов позволяет сократить затраты на информационную поддержку торговли. Не случайно ведь разработчики одного из крупнейших в СНГ программных комплексов автоматизации учета на предприятиях, "продукция" которого широко используется и в Беларуси, недавно подписали соглашение с одной из национальных организаций штрихового кодирования об организации доступа пользователей указанного программного средства к международным базам данных штрихкодов. Что, в свою очередь, позволит им повысить достоверность информации о товарах и уйти от дополнительных затрат при предпродажной подготовке. К слову, банк данных белорусских штриховых кодов по объему уверенно держит второе место в СНГ. Иначе говоря, в республике созданы все предпосылки для их эффективного использования.

Конечно, эти предположения могут осуществиться только при неукоснительном соблюдении правил штрихового кодирования всеми участниками процесса -- от производителя до торговли. Однако практика показывает, что нарушения есть и их количество, к сожалению, не уменьшается. Здесь и использование "чужих" штриховых кодов и кодов, которые никогда никому не присваивались, и (самое распространенное) маркирование разных видов товаров одним и тем же штрихкодом.

Мировая система кодирования подошла к тому, что теперь практически любой потребитель может войти в международную сеть банков кодов и получить сведения о каждом конкретном товаре. Получается, не зарегистрировал его производитель штриховой код в этом банке -- для торговли это сигнал о неполной прозрачности какого-то звена в цепи поставки. Во-первых, к такому поставщику меньше доверия, а во-вторых, это дополнительные затраты на предпродажную маркировку, что скажется на цене товара. Например, в Словакии у производителя и мысли нет нарушить стандарт штрихкодирования, потому, что торговля просто откажется от такого поставщика. Те же правила постепенно начинают работать и в некоторых регионах России. А ведь это основной рынок белорусских товаров.

В заключение приведем несколько основных положений и правил международной системы товарной нумерации и штрихового кодирования, имеющих практическое значение.

1. Отдельный уникальный идентификационный товарный номер системы ЕАN/UСС -- GТIN (Glоbаl Тrаdе Itеm Numbеr) присваивается каждой торговой единице, которая при прохождении через расчетные и учетные узлы (кассовые аппараты, пункты контроля, хранения, транспортирования и т.д.) должна рассматриваться как отдельный объект. Это означает, что каждой разновидности товара, когда отличия очевидны и существенны для любого партнера в сети "спрос -- предложение", включая конечного пользователя, должен присваиваться "собственный" номер.

2. GТIN в виде штрихового кода должен быть нанесен на каждую торговую единицу, находящуюся в сети "спрос -- предложение". Это значит, что штриховой код должен присвоить и нанести либо производитель (упаковщик) продукции, либо поставщик, либо торговая организация. В последнем случае в данной торговой сети торговой единице присваивается "номер ограниченной циркуляции", т.е. осуществляется внутренняя нумерация с использованием префиксов (начальных цифр штриховых кодов) 02, 20-29 ЕАN/UСС -13 и префиксов 0 и 2 ЕАN/UСС -8. Такой номер не имеет гарантии уникальности за пределами именно этой сети. Затраты на такую маркировку торговая сеть компенсирует за счет поставщика продукции.

3. Штриховой код должен быть нанесен на упаковку, этикетку или непосредственно на товар такого размера и качества и расположен в таком месте, чтобы было обеспечено его беспрепятственное и надежное считывание сканером.

Переход к штрихкодированию -- не самоцель. Задача белорусской торговли состоит в том, чтобы как можно скорее использовать ее в повседневной работе.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений