$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПРОДАЖИ РАСТУТ©

03.02.2012

Экономический кризис, разразившийся в нашей стране в 2011 г., уже стал историческим фактом. Сложности в экономике сказались и на состоянии рынка готового бизнеса.

Процессы на рынке купли-продажи предприятий негосударственной формы собственности нельзя рассматривать изолированно. В отличие от государственных «распродаж», их невозможно планировать, этот рынок развивается стихийно, в зависимости от экономической ситуации на данный момент. Уникальный в каком-то смысле 2011 г. внес заметные коррективы в структуру спроса на рынке готового бизнеса. К примеру, в 2006–2007 гг. подавляющее большинство реализуемых предприятий относились к деревообрабатывающей промышленности. В то время значительно подорожало сырье — это случилось после того, как все негосударственные производители стали закупать древесину на товарно-сырьевой бирже, а льготы для предприятий с иностранным капиталом были отменены, в результате чего заниматься данным видом деятельности стало экономически невыгодно.

В 2007 г. после изменения условий реализации алкогольной продукции в торговых предприятиях в Беларуси резко повысился спрос на предприятия с торговыми площадями более 50 м2. Аналогичная ситуация складывалась с фирмами, занимающимися «аптечной» деятельностью.

В декабре 2008 г. проходила валовая продажа частных унитарных предприятий, в которые практически насильственно переводились индивидуальные предприниматели, т.к. справляться с новой формой собственности они были финансово не готовы.

В 2011 г. одним из основных драйверов продаж также стали сложности с ведением бизнеса в той или иной сфере.

Продавцами предложены автомастерские, автосалоны, СТО, автомойки в количестве 181 единицы против 61 предприятия в 2010 г. на сумму 19,8 млн. USD (против 8,3 млн. USD в прошлом году). Значительный рост отчасти можно объяснить тем, что прошло время продажи автобизнеса соседу по гаражу, необходима уже публичность сделок, а также тем фактом, что предприниматели стали создавать автомойки и шиномонтажные мастерские специально на продажу. Приобретением этих предприятий интересовалась 14,1% от числа всех потенциальных инвесторов.

Выставлены на торги аптеки, стоматологии, медицинские центры — всего 12 предприятий (в 2010-м — 26) на сумму 890,5 тыс. USD. В продаже — в основном косметологические и небольшие медицинские центры, стоматологии. Ими интересовались 2% против 3,9% от всех интересовавшихся приобретением бизнеса годом ранее.

Магазины, павильоны, торговые площади, складские помещения предложены в количестве 185 предприятий (в 2010 г. было 109) на сумму 19,6 млн. USD. При доле на рынке продаж 25,2% ими интересовались 19,7% от всех интересовавшихся приобретением бизнеса.

На продажу выставлены 64 предприятия сферы услуг на сумму 7,3 млн. USD против 117 организаций на 23 млн. USD в 2010-м. Интерес к ним проявили 13,1% желающих приобрести готовый бизнес.

Несколько выше (15,5%) была доля заинтересованных обзавестись производственными предприятиями, которых было выставлено 62 (в 2010 -м — 90) на 32,7 млн. USD.

Среди ресторанов, кафе, баров и клубов продавались 63 заведения общей стоимостью 13,8 млн. USD. Это 8,6% рынка предложения готового бизнеса, а интересовались им 9,9% потенциальных инвесторов.

Салонами красоты, парикмахерскими, соляриями (107 предприятий на сумму 4,2 млн. USD, или 14,6% рынка) интересовались 14,6% потенциальных покупателей. Однако при средней стоимости этого бизнеса 38,9 тыс. USD наибольший интерес вызывали парикмахерские, чей актив оценивался не более 20 тыс. USD.

Приобретением предприятий через Интернет в Беларуси интересовались представители 71 страны. Примечательно, что доля потенциальных инвесторов из Российской Федерации выросла до 68,5% против 55,9% в предыдущем году, а вот из других стран упала и составляет: Украина — 3,7% (6,9%), США — 2,6% (5,3%), Казахстан — 1,9% (2,5%). На фоне ускорившихся интеграционных процессов количество россиян, интересовавшихся приобретением готового бизнеса в Беларуси во втором полугодии 2011 г., увеличилось на 42% против первого полугодия, а активность со стороны Казахстана не изменилась. Практически полностью инертными оставались граждане Польши (1,2%) и Литвы (1,4%). Вложения частных предпринимателей из соседних нам стран ЕС не приветствуется их правительствами, т.к. наша экономика представляется им зоной повышенного риска. Если такие покупки и случаются, то, как правило, под своих родственников или партнеров по бизнесу в Республике Беларусь.

Больше всего иностранных инвесторов интересовали предприятия по производству топливных гранул, бумаги и изделий из нее, а также транспортно-логистические центры.

Сегодня в открытой продаже заявлено предприятий негосударственной формы собственности на 147,3 млн. USD. Год назад эта цифра равнялась 122,4 млн. USD (рост — 20%). Если считать в национальной валюте, то рост предложения в стоимостном выражении и вовсе составил 335%! Однако одновременно инвестиционная привлекательность белорусских предприятий, к сожалению, снизилась.

Что нас ждет в 2012 году? Скоро станет ясно, какой будет арендная плата, которая формируется на основании базовой величины, притом что последняя, согласно постановлению Совмина от 30.12.2011 № 1785, с апреля увеличится практически в три раза. Возможно, предприятия, у которых и сегодня арендные платежи составляют более трети всех расходов, будут массово закрываться. Тогда опять можно ожидать всплеска продаж.

Очевидная привязка предложения на рынке готового бизнеса к проблемам его ведения может вызвать логичный вопрос: если от предприятия хотят избавиться из-за сложностей и убытков, то кто его покупает и почему? Как-то позвонила одна клиентка и спрашивает: есть у вас парикмахерская в районе Зеленого Луга (Минск) площадью до 70 м2 и без всяких там соляриев? Девушку не интересовали финансовые показатели предприятия. Видимо, она знала, как сделать парикмахерскую рентабельной! Такие покупатели самые желанные, они не относятся к разряду дилетантов, и с ними легко работать и подбирать им действующий бизнес.

Стоит также отметить, что низколиквидный бизнес представляет интерес для инвестора только тогда, когда предлагаемая цена ниже рыночной стоимости. Проблема только в том, что продавец уже утонувшего предприятия хочет получить хоть какие-то деньги, хотя должен быть счастлив, что просто подарил свое предприятие и теперь ему не надо проходить процедуру банкротства. Увы, это касается и частного бизнеса, и еще в большей степени — государственных предприятий.

Руководитель проекта Vashafirma.by Юрий ЭБЕР