$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Продать белорусские ботинки

05.12.2008

Трудности с реализацией продукции на внешних рынках, проявившиеся на фоне мирового финансового кризиса, вынуждают отечественных обувщиков переориентировать товарные потоки на внутренний рынок. По их мнению, этому должны способствовать новые условия ввоза продукции из России для ИП.

О необходимости изменения производственно-маркетинговой тактики недавно шла речь на заседании Совета директоров кожевенно-обувной отрасли.

Стоит отметить, что по итогам 2007 г. отечественным производителям удалось частично преодолеть отставание от зарубежных конкурентов по ассортименту. В результате Беларусь стала крупнейшим в СНГ поставщиком кожевенных товаров и обуви на российский рынок. «Наша доля поставок в РФ среди стран Содружества достигла 77%», — сообщил заместитель председателя концерна «Беллегпром» Николай Юркевич.

Однако последствий мирового кризиса избежать не удалось, и первые симптомы обувщики уже ощутили. В условиях кризиса у предприятий возникли проблемы с конвертированием валюты, подчеркнул на заседании Совета директоров Н.Юркевич. Как отмечали выступавшие, сейчас многие из них испытывают острую нехватку валюты, существенно упали цены и объемы закупок, исчезла предоплата за поставляемую продукцию. Все это ведет к вымыванию оборотных средств и замедлению роста объемов производства. «Потепление» же на обувном рынке за пределами Беларуси ожидается в лучшем случае в апреле 2009 г.

Учитывая непростую финансовую ситуацию на многих предприятиях кожевенно-обувной отрасли (11 организаций, или 31,4% по итогам работы за 10 месяцев убыточны), преломить ситуацию, по мнению производителей, можно только путем диверсификации рынков сбыта.

Закономерно, что их взоры все чаще обращаются на белорусские прилавки. Однако увеличение объема продаж через фирменную товаропроводящую сеть маловероятно. Как отметила в своем выступлении гендиректор ЗАО СП «Отико» Галина Белевич, в последние годы в республике сокращается количество торговых предприятий, специализирующихся на продаже обуви. «Только по Минску торговые дома «Первомайский», «Октябрьский», «Нестерка» и ряд других переданы коммерческим организациям и перепрофилированы под другие виды товаров или продажу импортной обуви», — отметила она. Проблему можно было бы решить путем строительства новых торговых площадей для развития фирменной торговли, но это требует значительных финансовых вложений, а денег у предприятий нет.

Производители очень надеются, что с 1 января свою продукцию будет проще предложить на реализацию индивидуальным предпринимателям, многие из которых вынужденно откажутся от импорта и перейдут на отечественный товар. Их роль в продвижении отечественной обуви на внутреннем рынке уже сейчас ощутима: за 10 месяцев ими продано 460 тыс. пар обуви, или 12% от общего объема розничной реализации.

К слову, именно присутствовавшие на встрече предприниматели и представители торговли обозначили основные причины неконкурентоспособности отечественной обуви — это недостаточное качество фурнитуры, кожгалантереи и бедность ассортимента. Была названа и такая проблема, как «потребительский экстремизм». Вооружившись знанием Закона «О защите прав потребителей», покупатели частенько используют его в корыстных целях, буквально через день после покупки возвращают обувь в магазин или торговую палатку ИП с надуманными претензиями.

Однако еще более остро стоит проблема качества комплектующих, причем как отечественных, так и иностранных. Например, на заседании речь шла о подошвах. В Беларуси уже пытались начать их производство на базе одного из предприятий концерна «Белнефтехим», но неудачно. Для фирм, которые наладили выпуск подошв, экономические условия России оказались более приемлемыми, и они перенесли свое производство туда, отметил зампредседателя Беллегпрома Н.Юркевич. В дальнейшем в решении этого вопроса концерн рассчитывает на предпринимательскую инициативу и новые идеи.

Кроме того, обувщики уже не первый год поднимают проблему кожевенного сырья, около 70% которого приобретается за рубежом. То, что предлагает внутренний рынок, не устраивает их ни по объемам, ни по качеству, ни по ценам. Предприятия надеются, что разрядить ситуацию позволит Указ Президента от 14.10.2008 № 560 «О некоторых вопросах реализации и переработки кожевенного сырья». Согласно этому документу с 1 января 2009 г. на 9 месяцев будет запрещено экспортировать необработанные шкуры и дубленые кожи.

Недовольство вызывает и зарегулированность цен на сырье, что делается «в целях защиты внутреннего рынка». Но пока, по мнению участников заседания, такие меры малоэффективны и не успевают за изменениями коньюнктуры на рынке. Так, осенью в мире наблюдалось резкое падение цен на кожсырье (до 25%). К примеру, в России оно предлагалось по 0,9-1,1 USD за кг при условии оплаты в течение 30 банковских дней, а в Беларуси — 1,6-1,8 USD за кг с учетом НДС. Только в конце ноября вышло постановление Минэкономики № 223, уравнявшее стоимость с российской.

Сейчас обувщики настаивают на полной отмене регулирования. По имеющейся у «ЭГ» информации, в правительстве рассматривается возможность перехода к свободному ценообразованию на эту продукцию, правда, пока лишь на 4 месяца.

Алексей ГУЛЕВИЧ