Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Продается... бизнес

Каковы причины, побуждающие собственников совершать сделки в данной сфере, каким правилам следовать, выбирая объект для инвестирования, и как при этом избежать ошибок? Обо всем этом корреспондент "ЭГ" беседует с заместителем генерального директора ИООО "Системное управление бизнесом" Сергеем ПОКРОВА...
Каковы причины, побуждающие собственников совершать сделки в данной сфере, каким правилам следовать, выбирая объект для инвестирования, и как при этом избежать ошибок? Обо всем этом корреспондент "ЭГ" беседует с заместителем генерального директора ИООО "Системное управление бизнесом" Сергеем ПОКРОВА.

- Сергей Игоревич, в чем выгода рынка готового бизнеса для экономики Беларуси?

- Он дает возможность инвесторам, как мелким, так и средним, найти приложение своим капиталам в реальном секторе экономики и тем самым дать импульс к его накоплению в малом и среднем предпринимательстве. С формированием такого рынка у инвесторов появляется возможность найти покупателя и продать бизнес не по ликвидационной стоимости, а по реальной рыночной цене, учитывающей многолетние инвестиции владельца, приносящую доход организационно-производственную систему. Таким образом, в частном секторе белорусской экономики возрастает количество надежных налогоплательщиков.

- Чем объяснить некоторое отставание процессов формирования рынка купли-продажи функционирующих предприятий в Беларуси от таковых, скажем, в России?

- В том, что у нас пока очень мало компаний, профессионально занимающихся сделками по купле и продаже бизнесов, сильно влияние государства, сказываются и другие факторы. В роли бизнес-брокеров выступают главным образом энтузиасты-одиночки, которые на основе личных контактов с владельцами выставленных на продажу малых и средних предприятий пытаются увязать воедино интересы продавца и покупателя. Еще одним игроком являются агентства недвижимости. Однако в круг интересов риэлтеров попадают только предприятия, имеющие в собственности производственные площади. Да и оцениваются такие компании в первую очередь как владельцы недвижимости, что влечет за собой более низкие цены на них по сравнению с действующим и приносящим прибыль бизнесом, включающим в себя нематериальный актив.

- Что в первую очередь необходимо для формирования цивилизованного рынка купли-продажи действующих предприятий и бизнесов?

- Разработка четкой и ясной процедуры данного типа сделок с ее законодательным закреплением, что, в свою очередь, требует детального и глубокого анализа действующего Гражданского кодекса РБ, поскольку некоторые его понятия могут неадекватно отражать сущность сделок купли-продажи предприятий. Кроме того, покупка бизнеса зачастую представляет собой приобретение своеобразного входного билета, пропуска на рынок. Покупая предприятие, предприниматель рассчитывает, что оно сохранит свои позиции на рынке и к нему вместе с имуществом перейдут все клиенты. В современной белорусской практике деловая репутация, как известно, в официальной стоимости активов не отражается, вместе с тем зачастую при покупке малого или среднего предприятия покупателя больше волнует именно сохранение клиентов, нежели имущественного комплекса. Таким образом, предстоит расширить понимание активов, которые учитываются в стандартной практике. Следовательно, для формирования цивилизованного рынка купли-продажи предприятий и бизнесов необходимо и совершенствование нормативно-правовой базы.

- Какие обстоятельства могут послужить для владельца бизнеса сигналом к тому, что его пора продавать?

- Самые разнообразные - ухудшение работы компании, нехватка средств для дальнейшего развития, разногласия среди собственников, слабость наемного менеджмента. Немаловажное значение имеют и явления психологического характера. Например, владелец бизнеса просто устал от занятий предпринимательством, решил попробовать свои силы в новой сфере деятельности. В последнее время в России наметилась тенденция к продаже компаний, находящихся на пике успеха, - именно тогда за них можно получить максимальную цену.

- Из каких этапов состоит процедура продажи?

- На первом проводится оценка компании. Это можно сделать, обратившись к независимому оценщику, но надо учитывать тот факт, что большинство из них не оценивают бизнес в действии - отсутствуют соответствующие стандарты.

После определения цены, за которую бизнес может быть продан, вырабатываются рекомендации по перспективам продажи. Они включают в себя блок юридической документации, регламентирующей механизмы отчуждения, предложения по оптимизации бизнес-процессов, описание наиболее эффективных в данном случае стратегий поиска инвестора. Готовится пакет документов, предоставляемых потенциальному покупателю, - предприятие продается только в том случае, если оно полностью "прозрачно". Теперь можно приступать к поиску покупателя. В качестве дополнительного инструмента целесообразно использовать рекламу в изданиях, специализирующихся на продаже коммерческой недвижимости, к ней по установившейся традиции относят и готовые бизнесы. Достаточно высокую эффективность здесь демонстрируют различные электронные площадки, доски объявлений, сочетающие достоинства минимальной цены и высокой посещаемости.

- Какова схема оформления приобретения бизнеса?

- Их несколько: покупка предприятия как имущественного комплекса; приобретение акций предприятия; покупка бизнеса в виде приобретения активов и переуступки продавцом прав по договорам. Выбор зависит от многих факторов, в частности от того, насколько полна и достоверна информация о предшествующей деятельности и, что особенно важно, о кредиторах и дебиторах предприятия.

Оптимальную схему в каждом конкретном случае способен определить только высококвалифицированный специалист.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений