$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПРОЧНОСТИ НЕ ХВАТИТ

26.04.2011

Снижение суверенных кредитных рейтингов Беларуси вызвало резкую реакцию Минска. Минфин РБ выпустил заявление, в котором заверил иностранных инвесторов и основных зарубежных торговых партнеров, что правительством и Нацбанком страны реализуются меры экономической политики, направленные на ограничение совокупного внутреннего спроса и обеспечение сбалансированного развития экономики. А на прошлой неделе агентство Standard & Poor’s представило доклад с объяснением своего видения ситуации в Беларуси.

Судя по всему, правительственные меры по снижению дефицита бюджета и проведению жесткой бюджетной политики не слишком впечатлили экспертов агентства. Отдавая должное позитивным факторам, влияющим на уровень рейтинга (высокие уровни благосостояния и развития в сравнении с сопоставимыми странами; умеренная, но быстро растущая внутренняя и внешняя задолженность; значительный объем основного капитала в промышленности и наличие высококвалифицированной рабочей силы), S&P особое внимание уделило негативным аспектам, которые привели к его снижению. Это непредсказуемая политическая и институциональная среда, слабые и при этом ухудшающиеся показатели внешней ликвидности, а также значительные условные обязательства.

Уровень рейтингов отражает возросшую уязвимость республики к неблагоприятным тенденциям на внешнем финансовом рынке в связи с ухудшением состояния ее доступных валютных резервов. По мнению S&P, политика бюджетной и монетарной экспансии, направленная на поддержание внутреннего спроса, способствовала росту дефицита по счету текущих операций (СТО) Беларуси до 13% ВВП в 2009 г. и 15% в 2010-м. До конца 2010 г. Беларусь финансировала дефицит по СТО за счет чистых прямых иностранных инвестиций (ПИИ), составлявших после 2007 г. в среднем почти 4% ВВП, а также кредита МВФ, внешних государственных заимствований на международных и российских рынках капитала и трансграничных банковских кредитов.

Объем заимствований на внешнем рынке банковского капитала в последние месяцы увеличился, причем часть поступлений, номинированных в иностранной валюте, была обменена на белорусские рубли в рамках операций по обмену депозитами с Нацбанком РБ. Эти операции, по мнению S&P, дадут новый стимул к развитию внутреннего рынка кредитования, который в последние пять лет рос в среднем на 50% в год, что привело к повышению расходов на внешнее финансирование как в банковской системе, так и в секторе госфинансов. По состоянию на конец 2010 г. средства, выделенные по программе МВФ, вместе с валютными депозитами Нацбанка, причитающимися банкам, превышали конвертируемые совокупные международные резервы Нацбанка.

Базовый сценарий S&P предполагает, что в 2011 г. Беларусь будет покрывать свои потребности в финансировании за счет чистых ПИИ и внешних заимствований государственного и финансового секторов, источниками которых станут прежде всего страны СНГ. После 2011 г., скорее всего, потребуется ввести более гибкий обменный курс и ужесточить бюджетную и монетарную политику, чтобы сократить дефицит внешнего финансирования и сохранить доверие внешних инвесторов. Пока объемы использования заемных средств в структуре госфинансов у нас меньше, чем во многих сопоставимых странах. Правительство проводит квазифискальные операции через госбанки, и у него, по мнению S&P, мало возможностей сократить субсидии, не вызвав при этом социальных волнений. Нынешнее состояние экономики еще позволяет быстро устранить макроэкономические дисбалансы и провести микроэкономические реформы.

Прогноз «Негативный» отражает вероятность понижения рейтингов в том случае, если планы страны по обеспечению внешнего финансирования будут нарушены в результате существенного повышения требуемых процентных ставок или непредвиденных препятствий на пути привлечения внешнего финансирования. Рейтинги могут стабилизироваться на текущем уровне, если Беларусь увеличит свои чистые международные резервы и проведет реформы, направленные на укрепление внешней конкурентоспособности.

В S&P отмечают, что экономика Беларуси, несмотря на ее текущие проблемы, — одна из самых успешных и развитых среди стран рейтинговой категории «В». Это подтверждается данными о ВВП, рядом показателей развития человеческого потенциала, богатой производственной базой, унаследованной от СССР, довольно высоким уровнем экономической диверсификации. Но главное отличие Беларуси — очень высокая роль государства, в то время как на долю частного сектора приходится всего 30% создаваемой добавленной стоимости. Уровень госдолга — самый низкий среди стран рейтинговой категории «В», но он быстро повышается. Также в стране высок уровень квазифискального кредитования, поэтому, по мнению S&P, официальные цифры могут не давать полной картины состояния государственных финансов. Это наряду с непредсказуемостью политической системы является причиной низкого уровня ПИИ. Поэтому правительство РБ несет более крупные условные обязательства, чем страны с более либеральной экономической моделью.

Основным внешним риском и одним из главных факторов, негативно влияющих на суверенные кредитные рейтинги Беларуси, остается внешняя ликвидность. В 2010 г. совокупные потребности страны во внешнем финансировании (платежи по СТО плюс погашение краткосрочных долговых обязательств), в процентах от поступлений по СТО и доступных резервов составили, по предварительным оценкам, 155%, тогда как в среднем у других стран рейтинговой категории «В» — 102%. Ситуация с резервами еще хуже: в 2010 г. доступных средств в распоряжении Беларуси было достаточно для покрытия платежей по СТО примерно на месяц, что свидетельствует о высоком риске рефинансирования.

Эксперты S&P подчеркивают, что политическая стабильность не гарантирует разумного выбора экономического курса. К тому же кредитоспособность Беларуси «сложным образом» зависит от отношений с основным кредитором — Россией в сферах геополитики, торговли и поставок энергоносителей. О значительной роли ПИИ в финансировании дефицита текущего баланса Беларуси в 2011 г., по мнению S&P, можно будет говорить только в том случае, если республика сможет заключить негласное соглашение с Россией, хотя в агентстве это считают маловероятным. Если же оно будет заключено, S&P готово допустить и возможность какой-либо крупномасштабной приватизации в 2011 г.

Мировой кризис подчеркнул структурные недостатки экономической модели Беларуси, ухудшившуюся ситуацию с ее внешней ликвидностью, что заставило власти РБ постепенно заняться либерализацией и приватизацией некоторых секторов экономики, улучшать деловой климат, не отходя полностью от «государственно-центрической» модели экономического развития. Об этом свидетельствуют Директива № 4 и Программа социального и экономического развития на 2011– 2015 гг. Если удастся преодолеть текущие трудности и провести реформы, пока еще есть небольшой запас прочности, позволяющий финансировать дефицит текущего баланса, можно рассчитывать на повышение кредитного рейтинга и сохранить темпы роста. Однако S&P не исключает, что руководство страны потеряет интерес к реформам при благоприятном изменении внешнеэкономических условий. Но тогда, считают в S&P, не избежать стагнации, которая подорвет экономические основы существующего политического режима.

Таким образом, выбор у Беларуси невелик: структурные реформы или дальнейшее углубление долговой ямы и зависимости от России. Остается понять, в какую сторону наклонится вектор политической воли.

Тем временем

S&P понизила суверенный кредитный рейтинг США с ААA «Стабильного» на «Негативный» в связи с бюджетными проблемами, испытываемыми этой страной. В ответ Вашингтон заявил, что в агентстве поторопились с подобной оценкой. Интересно, что именно власти США и ЕС всего год назад упрекали S&P и другие международные рейтинговые агентства за то, что они запаздывают со своими оценками, объявляя о снижении рейтингов лишь тогда, когда проблемы стран или отдельных компаний стали очевидными. Но, оказывается, с предварительными выводами угодить еще сложнее.