$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРОЦЕНТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ©

20.12.2013

Традиционно, представляя проект республиканского бюджета на очередной год, чиновники и парламентарии именуют его социально ориентированным. Не стал исключением и бюджет-2014, принятый на этой неделе в первом и втором чтении Палатой представителей. Однако при изучении его статей возникает ощущение, что в социальной поддержке более всего нуждаются и получают ее промышленность и сельское хозяйство.

На 2014 год доходы консолидированного бюджета определены в сумме 205 984,7 млрд. Br, а республиканского — 128 594,1 млрд., т.е. с ростом к ожидаемому исполнению 2013 г. на 7,9% и 19%, а расходы — на те же суммы, но с ростом на 6% и 15,2% соответственно. Таким образом, бюджет планируется бездефицитным — если все прогнозы сбудутся.

Соберем все, что можно…

Основу наполнения консолидированного бюджета составят налоговые доходы в сумме 184,7 трлн. Br (89,7% от доходов и 26,1% к ВВП). При этом главным кормильцем казны, как обычно, будет НДС — 66,4 трлн. Br (32,2% доходов), т.е. на 12,3% больше, чем в текущем году, при условии сохранения нынешней динамики поступлений и с учетом прогноза роста ВВП в 2014 г. на 3,3%, до 798,8 трлн. Br, а выручки предприятий — с ожидаемых в текущем году 1749,3 трлн. до 2055,4 трлн. Br. Если экономика по усвоенной в последние три года привычке не станет расти заданными темпами, вероятно, придется искать обходные варианты.

Подоходный налог должен принести казне 15% доходов (30,9 трлн., т.е. на 13,3% больше, чем в текущем году), акцизы — 11,1% (22,7 трлн., или + 30,9% за счет повышения ставок), налог на прибыль — 9,2% (около 19 трлн., что на 10,6% меньше, чем ожидается в 2013 г.), доходы от внешнеэкономической деятельности — 12,7% (26,1 млрд., или +10,7%). Основной составляющей доходов от ВЭД являются ввозные таможенные сборы — 15,7 трлн. Br, которые должны прирасти на 13,2%. Здесь главные надежды возлагаются на стабилизацию работы ОАО «Беларуськалий» и восстановление объемов экспорта калийных удобрений до прошлогоднего уровня, что должно принести почти 5 трлн. Br. Исходя из аналогичных подходов рассчитаны и поступления по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной (1750,6 млрд. Br). Кроме того, доходы от ВЭД зависят от курса евро и доллара, объемов экспорта и импорта (которые должны вырасти на 12,1% и 9,7%), а также порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в рамках Таможенного союза. При этом составители бюджета исходят из среднегодового курса доллара 9800 USD/Br. В такую цифру хочется верить хотя бы потому, что в текущем году этот показатель удерживается в плановых рамках (8870 USD/Br), что позволяет сбыться прогнозу курса на конец года, сделанному по формуле среднего арифметического. Исходя из такой методики можно предположить, что к концу 2014 г. курс составит около 10 100 USD/Br — если не вмешаются обстоятельства, не укладывающиеся в 4 действия арифметики.

В придачу к традиционным налогам добавится госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, которая должна пополнить казну на 1,6 трлн. Br, что эквивалентно более половины расходов республиканского бюджета на финансирование дорожного хозяйства. Так что многочисленные подписи противников этого сбора никакого впечатления на власти не произвели, тем более что такая форма протеста правовых последствий не имеет.

Доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в 2014 г. в бюджет, оцениваются в 3615,6 млрд. Br (на 14,9% ниже уровня 2013 г.). Налоги на собственность, зачисляемые в местные бюджеты, прогнозируются в сумме 5018,6 млрд. Br без учета предоставленного права местным органам власти устанавливать повышающие коэффициенты к ставкам налогов на землю и на недвижимость. Неналоговые доходы консолидированного бюджета определены в сумме 20,98 трлн. Br, из которых 53,1% — от использования имущества, находящегося в госсобственности, 25,4% — от приносящей доходы деятельности, 6,1%, или 1,3 трлн., — штрафы и удержания, 15,4% — прочие.

Доходы бюджета могли бы быть еще больше, если бы не налоговые льготы, которые в 2014 г. сэкономят компаниям и гражданам почти 30,8 трлн. Br, т.е. 14,9% доходов консолидированного бюджета и 4,3% к ВВП. При этом 59,1% этой суммы — льготы по НДС.

… Поможем, кому нужно

На поддержку отраслей национальной экономики в 2014 г. будет направлено 30,26 трлн. Br (рост на 5,7%), а на финансирование сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности — 13,8 трлн. Поскольку монетарными методами сбить дороговизну заемных ресурсов не удается, власти решают проблему путем удешевления процентных ставок. Это будет основным методом господдержки в 2014 г., что потребует 10,1 трлн. Br — на 8% больше, чем в текущем году. Уже принятые решения создают значительный «задел» господдержки промышленности, существенно увеличивая нагрузку на бюджет, при этом помощь охватит 103,6 трлн. Br кредитов. Правда, поддержка селу сократится с 15,2 трлн. до 12,9 трлн. Br, зато Минсельхозпрод в 2014 г. привлечет на развитие сельхозпроизводства кредитов на 23,8 трлн. Br (т.е. около 1/4 выручки предприятий АПК в текущем году).

Из республиканского бюджета на господдержку реальному сектору будет направлено 1623,2 млрд. Br, в т.ч. 321,9 млрд. в виде финансовой помощи по решениям Президента, 423,7 млрд. — предоставления бюджетных ссуд, займов, 100 млрд. — возмещения процентов по кредитам банков. На финансирование капвложений в рамках Государственной инвестиционной программы на 2014 г. планируется направить 4,8 трлн. Br — в основном на объекты с высокой степенью готовности и подлежащих вводу в эксплуатацию в 2014 г. Для продолжения реализации отдельных крупномасштабных проектов дополнительно в 2014 г. предусматривается направить из резервного фонда Президента 400 млрд. Br.

На финансирование промышленности, строительства и архитектуры в консолидированном бюджете на 2014 г. предусмотрено ассигнований на 3,8 трлн. Br — на 19,8% больше, чем в текущем году. В основном это тоже возмещение процентов, в частности, 1933,3 млрд. — по кредитам, предоставленным белорусскими банками промпредприятиям для реализации инвестпроектов с высокой добавленной стоимостью и на возмещение части иных финансовых расходов, 430 млрд. — по кредитам банков, выданным на развитие высокоэффективных производств, 917,5 млрд. — по кредитам, выдаваемым Сбербанку РФ зарубежным покупателям отечественной продукции (что позволяет обеспечить господдержкой экспорт на сумму более 3 трлн. Br). Еще 439 млрд. Br направляется на компенсацию потерь нашим банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Таким образом, экспортеры становятся все более обременительными для кармана налогоплательщиков, которые заплатят и за «высокоэффективность» отдельных проектов.

Господдержка строительства 2,5 млн. кв. м жилья обойдется налогоплательщикам в 22,4 трлн. Br (в 2013 г. — 17 трлн.). На топливо и энергетику запланировано 2,1 трлн. Br, в т.ч. 121 млрд. — на возмещение процентов по кредитам банков, выданным на инвестиционные цели, 33,4 и 27,9 млрд. — на компенсацию затрат от предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате электро- и тепловой энергии и газа, 61,6 млрд. — на финансирование дирекции строительства АЭС, 3,6 млрд. — на подготовку кадров для ядерной энергетики. На содержание администрации Китайско-Белорусского индустриального парка запланировано 4,5 млрд. Br, а на охрану окружающей среды — 865 млрд.

Кроме того, на выполнение гарантийных обязательств правительства по погашению и обслуживанию кредитов в бюджете резервируется 2,3 трлн. Br, а возврат таких платежей ожидается в размере 985,8 млрд.

За державу не обидно

Расходы на государственные органы общего назначения в республиканском бюджете на 2014 г. планируются в объеме 3869,1 млрд. Br, что на 677,4 млрд. больше, чем в текущем, а расходы в сфере международной деятельности вырастут на 23,5%, до 1986 млрд. В частности, будут открыты загранпредставительства в Австралии, Катаре, Мексике, Испании, Италии (г. Милан), Монголии, Пакистане, Перу и Эквадоре (что потребует 28,5 млрд. Br). Кроме того, в целях активизации продвижения отечественных товаров и услуг на зарубежные рынки, на содержание официальных представителей республиканских органов госуправления в загранучреждениях выделяется 5,1 млрд. Br. На уплату членских взносов в 90 международных организациях придется потратить 89,5 млрд. Br — на 40,8% больше, чем в текущем году, на финансирование аппаратов уставных органов межгосударственной интеграции (СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ЕЭК) — 166 млрд. Br, а в бюджет Союзного государства — 529,7 млрд.

Расходы на национальную оборону в проекте консолидированного бюджета планируются в сумме 7,2 трлн. Br, а на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности — 13,4 трлн. (рост на 14,9% и 16,1% соответственно), на физическую культуру, спорт, культуру и СМИ — 6,7 трлн. (+7,1%), на транспорт, дорожное хозяйство и связь — 8,5 трлн.

Дотации регионам составят 29,9 трлн. Br. Интересная деталь: в Фонд социальной защиты населения из республиканского бюджета на частичное возмещение расходов по выплате пособий семьям, воспитывающим детей, будет передано 1,3 трлн. Br как «дополнительная гарантия обеспечения Фондом своих обязательств».

Пора подумать о людях

Расходы на культуру в следующем году составят 718,9 млрд. Br (в т.ч. на проведение различных мероприятий, в т.ч. «Славянский базар», «Дажынкi-2014» и т.п. — 25,8 млрд.). Кстати, субвенции местных бюджетов на финансирование «Дажынок» куда больше — 248,5 млрд. Br. На образование из казны выделяется 35,4 трлн. Br (рост на 8%), на социальную политику — 15,99 трлн., на здравоохранение — 28,99 трлн. (рост на 12,4%) исходя из минимального норматива расходов на 1 жителя (3 073 109 Br по республике). Кроме того, на финансирование здравоохранения будут направляться внебюджетные доходы в сумме 1713 млрд. Br.

Расходы на научную и научно-техническую, инновационную деятельность в части реализации инновационных проектов, организации деятельности и развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры предусматриваются в объеме всего 2,1 трлн. Br (из них на фундаментальные научные исследования — 784,9 млрд., на развитие материально-технической базы государственных научных организаций — 154,2 млрд., на финансирование прикладных исследований — 631,6 млрд. Br), а на финансирование республиканской инвестиционной программы — 5,7 трлн. Br. Расходы консолидированного бюджета на предоставление жилищно-коммунальных услуг и жилищное строительство в 2014 г. определены в сумме 15,3 млрд. Br.

Призывы МВФ ограничить рост доходов населения остались неуслышанными. Среднегодовая зарплата бюджетников вырастет на 17,9%, до 4459 тыс. Br — довольно много для экономики с падающими темпами роста, но маловато для нормальной жизни, даже если инфляция составит запланированные 11%. Предполагается, что расходы на зарплату в бюджетном секторе позволят сохранить ее размер в реальном выражении, причем весь рост будет обеспечиваться за счет оптимизации структуры и численности бюджетных организаций. Кроме того, республиканским и местным органам госуправления предоставлено право устанавливать повышающие коэффициенты к тарифной ставке для расчета зарплаты по бюджетным организациям и приравненных к ним в пределах средств по смете расходов, за исключением расходов на оплату коммунальных услуг и капитальных расходов.

Дефицит долгами красен

Значительное место в расходах бюджета займет обслуживание государственного долга. Всего оно потребует почти 9,9 трлн. Br, в т.ч. обслуживание внутреннего госдолга — более 2,2 трлн., а внешнего — 785,3 млн. USD, или около 7,7 трлн. Br, т.е. в долларах на 1/3 больше, чем в 2013-м. Это обусловлено ожидаемым увеличением объема внешнего государственного долга в связи с привлечением в 2013–2014 гг. займов на общую сумму 5,6 млрд. USD. В 2014 г. продолжится обслуживание кредитов МВФ, МБРР, России, Антикризисного фонда ЕврАзЭС, банков ФРГ, США, Китая, Венесуэлы и облигаций Республики Беларусь, размещенных на внешних финансовых рынках.

На 2014 г. планирование республиканского бюджета произведено на бездефицитной основе. Это потребует привлечения дополнительных источников финансирования для погашения госдолга в сумме 2,6 млрд. USD, внесения средств в уставные фонды организаций — 2,4 трлн. Br, исполнения гарантий правительства по ранее выданным кредитам — 1,5 трлн. При этом объем внутреннего финансирования дефицита республиканского бюджета составит 11,9 трлн. Br, а внешнего —- минус 1212,3 млн. USD (–11,88 трлн. Br). Погашение кредитов международных финансовых организаций в 2014 г. по сравнению с ожидаемым исполнением 2013 г. возрастет на 181,7 млн. USD, до 1843,4 млн. USD (главным образом в связи с наступлением сроков погашения кредита АКФ ЕврАзЭС), а потребность в финансировании платежей по погашению основного долга по кредитам правительства увеличится на 246,7 млн. USD, до 588,6 млн. Для рефинансирования внешнего госдолга в 2014 г. планируется привлечь за рубежом 1,24 млрд. USD. Кроме того, на выполнение гарантийных обязательств правительства Республики Беларусь по погашению и обслуживанию внешних займов резервируются бюджетные средства в размере 20,5 млн. USD. При этом лимит обеспечения сохранения госдолга в пределах экономической безопасности определен по внутреннему долгу в 50 трлн. Br, внешнему — 15,5 млрд. USD, внутреннему и внешнему долгам, гарантированным Республикой Беларусь, — 36 трлн. Br и 3 млрд. USD.

Итак, бюджет-2014 балансирует по тонкому лезвию многочисленных допущений: если темпы роста ВВП вырастут в 2–3 раза, удастся урожай, восстановится экспорт, удержится курс рубля, дадут кредиты и нефть… За этими условиями не видно, есть ли у нас запас прочности, необходимый для стабильности и дальнейшего развития.

Кирилл ПРУДНИКОВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях