$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРОЦЕНТ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ©

12.07.2013

Белорусские власти пытаются найти способы оживления экономики, рост которой все больше замедляется. Одним из тормозов развития, по мнению правительственных чиновников, являются высокие кредитные ставки, не позволяющие активизировать внутренние инвестиционные процессы. Поскольку Нацбанк кредитно-денежную политику смягчать не соглашается, решать проблему будут традиционно: в ручном режиме и в индивидуальном порядке.

Примером тому служит Указ от 8.07.2013 № 301 «О мерах по стимулированию реализации инвестиционных проектов с высокой добавленной стоимостью», согласно которому юридическим лицам, включенным в перечень, утверждаемый Совмином по согласованию с Президентом Республики, при условии реализации ими инвестпроектов, которые по итогам 2016 г. позволят обеспечить в целом по юрлицу годовую добавленную стоимость не ниже пороговых значений годовой добавленной стоимости в расчете на одного среднесписочного работника по видам экономической деятельности согласно приложению к Указу № 301, возмещаются из республиканского бюджета проценты за пользование банковскими кредитами, полученными в 2014–2016 гг. для реализации проектов в течение всего срока пользования этими кредитами. Перечень таких лиц должен быть представлен главе государства в трехмесячный срок.

Возмещение процентов по рублевым кредитам будет производиться: в размере ставки рефинансирования Нацбанка, установленной на дату возмещения процентов, плюс не более чем 3 процентных пункта маржи, по кредитам в СКВ — в размере ставки LIBOR по шестимесячным межбанковским депозитам плюс 4 п.п. маржи в валюте кредита, по кредитам в российских рублях — в размере ставки рефинансирования Центробанка РФ. При этом проценты по валютным кредитам будут возмещаться в белорусских рублях по официальному курсу Нацбанка на дату их возмещения. Если возмещение части процентов производится в соответствии с иными актами законодательства, то на эти суммы снижается размер возмещения, установленный Указом № 301. Соответствующие суммы будут предусмотрены в республиканском бюджете на 2014-й и последующие годы.

В случае реализации нескольких проектов расчет годовой добавленной стоимости на одного работника производится в целом по предприятию, а определение ее порогового значения, установленного Указом № 301, — также в целом по основному виду деятельности на дату начала реализации проекта. При этом добавленной стоимостью считается объем производства продукции (работ, услуг) в отпускных ценах за вычетом начисленных налогов и сборов из выручки минус материальные затраты (без учета платы за природные ресурсы) и прочие затраты, состоящие из арендной платы, представительских расходов и услуг других организаций. Классификация статей затрат согласно Указу № 301 должна осуществляться на основании данных бухучета.

Заметим, что в Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102, имеется лишь определение прямых материальных затрат (стоимость израсходованного сырья и материалов, составляющих основу производимой продукции, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и других материалов, стоимость которых может быть прямо включена в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг). Так что еще придется пояснять, подойдет ли это для целей Указа № 301 или лучше взять данные о матзатратах из статотчетности 4-ф (затраты). В любом случае у бухгалтеров работы прибавится. Кстати, повышение добавленной стоимости уже несколько лет фигурирует в числе основных приоритетов в ряде правительственных программ. Удивительно, что власти не идут дальше и не вводят EBITDA в число ключевых прогнозных показателей. Правда, есть существенное отличие от мировой практики: у нас расчет добавленной стоимости ведется не по реализации, а по произведенной продукции. Так что достигать пороговых значений можно, особо не беспокоясь за содержимое складов. К тому же выполнение включенными в перечень предприятиями установленных Указом № 301 показателей может оказаться результатом не столько их успешной работы, сколько созданных государством тепличных условий.

На бенефициаров Указа № 301, являющихся юрлицами негосударственной формы собственности, не распространяется действие норм Положения о порядке и условиях возмещения юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами, утв. Указом от 28.03.2006 № 182, ставящих получение данного вида господдержки в зависимость от решения собственника имущества, общего собрания акционеров (участников, учредителей), иного уполномоченного органа управления юридического лица о согласии на увеличение (образование) доли Республики Беларусь в уставном фонде и на нераспределение части прибыли (дивидендов), полученной со дня вступления в силу решения о возмещении части процентов по кредитам. Таким образом, ради повышения добавленной стоимости государство готово оказывать господдержку без обычного в таких случаях увеличения своей доли в уставном фонде.

Впрочем, это не повод расслабляться. Если по итогам 2016 г. параметры по добавленной стоимости не будут выполнены, предприятие утратит право на возмещение процентов, а возмещенные суммы, увеличенные на ставку рефинансирования Нацбанка, установленную на дату возврата процентов, придется вернуть в бюджет в 2017 г. ежеквартально равными долями. В противном случае эти суммы будут взыскиваться Минфином в бесспорном порядке. В придачу руководители предприятий, министерств и концернов, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов и Мингорисполкома, заместители премьер-министра, курирующие соответствующие отрасли, будут нести персональную ответственность за достижение установленных Указом № 301 пороговых значений годовой добавленной стоимости.

Поскольку помощь по Указу № 310 получат лишь избранные, в целом этот документ проблему дороговизны кредитных ресурсов не решает. Нацбанк не торопится смягчать кредитно-денежную политику, справедливо полагая, что угроза инфляции сегодня серьезнее, чем рецессия. С другой стороны, возмещая из бюджета проценты по кредитам одним, власти перекладывают тяжесть «дорогих денег» на плечи всех остальных налогоплательщиков, которым придется платить за успехи узкого круга лиц в повышении добавленной стоимости.

Иные пути ищут наши соседи. Так, Минфин и Центробанк РФ подготовили план снижения стоимости кредитов, включающий 4 направления: увеличение ликвидности, развитие конкуренции в банковском секторе, снижение издержек банков, защиту прав кредиторов. Согласно этому документу для предоставления банкам средств казначейство увеличит со 150 млрд. до 500 млрд. RUB лимиты размещения бюджетных денег на депозитах сроком до 30 дней, с 50 млрд. до 200 млрд. — до 3 месяцев. Банки смогут закладывать в ЦБ кредиты, обеспеченные госгарантиями; осуществлять рефинансирование под плавающие ставки на срок до года и под залог ценных бумаг, обеспеченных кредитами малому и среднему бизнесу, рассказывает другой федеральный чиновник. Кроме того, предлагается расширить ломбардный список ЦБ, включив в него облигации стратегических предприятий и снизив размер резервов по ссудам при их покупке . К сожалению, эти меры нам недоступны: денег в бюджете мало, а белорусский фондовый рынок слишком слаб.

Дополнительные требования будут в РФ предъявлены к банкам, кредитующим граждан по завышенным ставкам. Планируется пресекать недобросовестную конкуренцию со стороны банков, выдающих экспресс-кредиты и привлекающих депозиты по высоким ставкам, оттягивая клиентов у тех, кто кредитует реальный бизнес. Самая слабая часть плана — снижение издержек банков. Власти РФ смогли лишь предложить сократить сроки хранения архивов и увеличить количество документов, хранящихся в электронном виде. Но эти расходы — капля в море банковских издержек. Гораздо важнее снизить риски кредитования, влекущие создание соответствующих резервов. Отчасти эту проблему предлагается решить, повысив уровень защиты кредиторов — чтобы потери не перекладывались на добросовестных заемщиков. Но и здесь российский план ограничивается упрощением реализации залога, особенно в случае искусственного банкротства. Однако гораздо важнее — как в России, так и у нас — решить проблему неликвидности залогов и неудовлетворительного финансового состояния заемщиков, что является главной причиной дороговизны кредитов. Но тут нужны институциональные изменения, на которые евразийские союзники идти не готовы.

Александр ГАНАГО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях