$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Маркетинг

Процедура процедуре рознь

01.07.2016

В правительственных планах и программах не раз декларировалось намерение упростить и сократить административные процедуры. Это действительно может облегчить жизнь бизнеса. Но не менее полезно было бы избавить его от «квазиадминистративных» процедур, замаскированных под видом услуг, оказываемых госпредприятиями на монопольной основе.

Подобных случаев немало в различных сферах деятельности. Например, оплата за размещение рекламы в городе взимается на основании гражданско-правового договора с коммунальным унитарным предприятием, действующим при местном исполкоме. Не совсем понятно, почему это считается платой за услугу, а не налогом: ведь очевидно, что бизнес в обязательном порядке платит за использование городского пространства для размещения своей рекламы, пополняя в конечном итоге местный бюджет.

Вносить такой платеж в виде налога, сбора или пошлины (если уж без этого не обойтись), было бы куда проще. Но у нас приходится соблюсти целый ритуал. Прежде чем заключить договор и заплатить за размещение рекламы, сначала надо оформить паспорт рекламы. Этот процесс, по сути, является настоящей административной процедурой.

Напомню, таковой признаются действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в т.ч. заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности (ст. 1 Закона от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»).

При этом уполномоченным органом считается государственный орган, иная организация, а также межведомственная и другая комиссии, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры. В рассматриваемом случае налицо именно такая процедура и такой уполномоченный орган, хотя формально речь идет об оказании услуги. Но нужна ли она клиенту? Интересно, что выдача, продление действия, переоформление разрешения на размещение средства наружной рекламы числятся в перечне административных процедур, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156. Но чтобы все эти действия произвести, нужен паспорт рекламы, получение которого административной процедурой не считается.

Все нюансы получения паспорта закреплены не в нормативном акте, как в случае с административными процедурами, а в локальных документах коммерческой организации – местного КУП. Соответственно, все условия о сроках, комплексе мероприятий и содержании представляемого пакета документов являются «договорными отношениями хозяйствующих субъектов». Правда, один из них, по сути, – монополист, имеющий все возможности для принуждения заявителей к приобретению дополнительных услуг по оформлению паспортов. А на любые вопросы «почему так?» девушка в окошке может безмятежно отвечать неотразимым аргументом «потому что». Клиенты все равно никуда не денутся ни от услуги, ни от утвержденных госпредприятием тарифов на нее.

На мой взгляд, паспорт средства рекламы – лишний документ, создающий лишь иллюзию услуги, оказанной заявителю. Без этого паспорта можно было бы легко обойтись: учет средства рекламы в любом случае ведется в соответствующей базе данных. Если рекламодатель исправно платит, то зачем обставлять процесс дополнительными формальностями, требующими затрат денег и времени? Но у чиновников своя логика. А потому нам приходится платить сначала за оформление паспорта рекламы, а потом за его продление. При этом, если рекламодатель не подаст заявление на продление паспорта наружной рекламы в установленный договором период, придется заново начинать всю процедуру его оформления.

Отсутствие условия автоматической пролонгации в договорах на размещение наружной рекламы, по-моему, служит способом понуждения собственника рекламного объекта к получению дополнительных платных услуг. Вместо того, чтобы упростить условия продления договора, они односторонне усложняются, а собственнику предлагается платная услуга по их исполнению.

Странно, что столь очевидные вещи остались без внимания бизнес-союзов и ассоциаций. Проблема здесь не столько в размере затрат на подобные процедуры (хотя они тоже затрудняют решение задачи 25-процентного снижения себестоимости), сколько в их бессмысленности. Ведь деньги бизнеса поступают не в госбюджет, а субъекту хозяйствования, действующему в условиях созданной законодательством монополии.

Автор публикации: Виктор БЕЛЬСКИЙ, предприниматель