$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРОЦЕДУРА НОТАРИАЛЬНОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ СДЕЛОК ОБ ОТЧУЖДЕНИИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА УПРОЩЕНА

17.11.2008

   28 октября 2008 г. Президентом Республики Беларусь подписан Закон Республики Беларусь «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее — Закон).

   Закон направлен на упрощение совершаемых налоговыми органами административных процедур по выдаче гражданам и юридическим лицам справок, необходимых для совершения сделок об отчуждении недвижимого имущества.

   Согласно прежней редакции пункта 4 статьи 66 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» сделки об отчуждении недвижимого имущества, облагаемого налогом (в частности, зданий, сооружений, квартир, иных жилых помещений, земельных участков), удостоверялись нотариусом при наличии у него выдаваемой налоговым органом справки об уплате подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость и земельного налога в отношении отчуждаемого объекта недвижимости. Данное требование было установлено в целях предупреждения фактов отчуждения физическими и юридическими лицами недвижимости при наличии у них задолженности по уплате указанных налогов.

   Вместе с тем, в соответствии с налоговым законодательством налоговые органы вправе получать от соответствующих органов и организаций информацию о плательщиках и объектах налогообложения и взыскивать неуплаченные в установленные сроки суммы налогов, сборов (пошлин). Так, выявление лиц, имеющих задолженность по уплате налогов в отношении объектов недвижимого имущества, возможно посредством их учета, осуществляемого налоговыми органами на основании сведений, получаемых от организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. В последнее время способы получения такой информации были усовершенствованы. Взыскание неуплаченных сумм налогов осуществляется налоговыми органами за счет денежных средств на счетах плательщиков-организаций, а также за счет средств на счетах их дебиторов в бесспорном порядке, а за счет иного имущества плательщиков-организаций, а также за счет любого имущества физических лиц — в судебном порядке. Сложности со взысканием неуплаченных сумм налогов существуют, как правило, в отношении лиц, постоянно не проживающих в Республике Беларусь, а также иностранных юридических лиц.

   Комментируемый Закон существенно ограничивает круг лиц, сделки об отчуждении недвижимого имущества которых удостоверяются нотариусом при условии наличия у него справки об уплате подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость и земельного налога в отношении отчуждаемого объекта недвижимости. В силу Закона указанная справка потребуется в случае отчуждения имущества, принадлежащего:

физическому лицу (гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства), постоянно не проживающему в Республике Беларусь;

иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юридическим лицом).

   Таким образом, процедура выдачи указанной справки упраздняется для большинства граждан и юридических лиц, не поименованных выше (в частности, для граждан, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь). Это позволит сократить время, затрачиваемое ими на нотариальное удостоверение сделок по отчуждению недвижимого имущества.

Закон вступает в силу с 22 ноября 2008 г.

   Напомним, что порядок выдачи справки определен для физических лиц — в пункте 317 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152 (далее — Указ № 152), для юридических лиц — в пункте 4 перечня административных процедур, совершаемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. № 1399).

   В заключение также отметим, что нотариальное удостоверение сделок по отчуждению недвижимого имущества осуществляется нотариусами на основе заявительного принципа «одно окно». Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. № 220 «О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий» (далее — Указ № 220) лица, обратившиеся за совершением нотариальных действий, представляют нотариусу документы, удостоверяющие их личность, дееспособность граждан (гражданскую дееспособность), правоспособность юридических лиц, полномочия на совершение таких действий от имени и в интересах других лиц. Иные сведения и (или) документы, необходимые для совершения нотариальных действий, нотариус самостоятельно истребует от государственных органов и иных организаций Республики Беларусь, за исключением сведений и (или) документов, для выдачи которых требуется вынесение судебного постановления. Это справедливо и для справки об уплате подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость и земельного налога в отношении отчуждаемого объекта недвижимости, которая истребуется нотариусом самостоятельно.

   Конечно, лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, вправе самостоятельно получить в других государственных органах и организациях необходимые для совершения нотариального действия сведения и (или) документы (в том числе и справку налогового органа) и представить их нотариусу, но вариант, когда их сбор осуществляет сам нотариус гораздо удобнее. Указом № 220 установлен двухнедельный срок для предоставления нотариусу любым государственным органом запрошенных у него документов и (или) сведений. Вместе с тем, во многих случаях для выдачи справки об уплате налогов, необходимой для удостоверения сделки об отчуждении недвижимого имущества, налоговому органу не требуется проводить специальную проверку или запрашивать у других организаций дополнительные сведения. С целью сокращения сроков совершения в интересах граждан нотариальных действий, более полной реализации возможностей, предоставляемых гражданам принципом «одного окна», запросы нотариусов о выдаче указанной справки в отношении граждан исполняются налоговыми органами в течение 5 рабочих дней со дня их поступления. Отметим, что при аналогичных обстоятельствах в такой же срок осуществляется выдача справки и при непосредственном обращении за ней гражданина в налоговый орган (Указ № 152). И только в случае необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных сведений ответ на запрос нотариуса может готовиться дольше, но не свыше двухнедельного срока, установленного Указом № 220.

   Иногда за совершением нотариального действия к нотариусу обращается не собственник отчуждаемого объекта недвижимости, а его приобретатель (в частности, покупатель, одаряемый). В таких случаях при исполнении запросов нотариусов о выдаче справки налоговым органам может потребоваться некоторое время на установление фамилии, имени, отчества, адреса места жительства собственника недвижимости. Между Министерством по налогам и сборам и Министерством юстиции существует договоренность о том, что такие сведения представляются налоговым органам нотариусом, если они имеются в представленных ему документах или сообщены устно обратившимся к нему приобретателем недвижимости. Последний не обязан сообщать нотариусу при обращении за сбором всех необходимых документов указанные сведения. Но если они ему известны, то он вправе это сделать устно (какого-либо документального подтверждения не требуется). Это позволит налоговым органам исполнять запросы нотариусов о выдаче справки в более короткие сроки.

Юридическое управление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях