$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

ПРОБЛЕМЫ ЗАЛОГА И НАДЕЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

21.10.2011

Среди 7 способов обеспечения исполнения обязательств, перечисленных в ст. 310 ГК, залог занимает важнейшее место. Его сущностью является возможность исполнения обязательств залогодателя за счет реализации заложенного имущества. Это и привлекательно для кредитора, поскольку он имеет право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (п. 1 ст. 351 ГК). Поэтому залогу посвящено гораздо больше статей в ГК, чем другим видам обеспечения обязательств. Кроме того, имеется специальный Закон от 24.11.1993 № 2586-XII «О залоге», а также Закон от 20.06.2008 № 345-З «Об ипотеке» (залоге недвижимого имущества).

Одним из показателей, содержащихся в ежегодном исследовании Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing business), является «Получение кредитов». Здесь оценивается состояние с «обеспеченными сделками», и прежде всего это касается залога. По этому критерию Беларусь, которая по общим итогам исследования «Ведение бизнеса – 2011» заняла 68-е место среди 183 стран, оказалась на 89-м месте, улучшив свои позиции по этому показателю на 20 мест по сравнению с предыдущим исследованием. В немалой степени этому способствовало издание Декрета Президента от 1.03.2010 № 3 «О некоторых вопросах залога имущества» (далее — Декрет № 3). Напомним, что этот документ, в частности:

– расширил возможности внесудебного обращения взыскания на заложенное имущество;

 

– предусмотрел, что передача в залог любого движимого имущества, определенного родовыми признаками, может осуществляться в порядке, установленном законодательными актами для залога товаров в обороте;

 

– определил, что организации, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, вправе передавать в залог имущество, находящееся в госсобственности, в порядке, установленном законодательством, если иное не предусмотрено Президентом, а имущество, находящееся в частной собственности, — с согласия собственника этого имущества либо уполномоченного им лица. Напомним, что согласно п. 2 ст. 316 ГК залогодателем мог быть либо собственник, либо лицо, имеющее в отношении вещи право хозяйственного ведения;

 

– изменил очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации, включив требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юрлица (прекращающего деятельность ИП), в третью очередь (раньше они были в четвертой).

 

Вместе с тем правительство РБ продолжает работу по улучшению указанного показателя. В соответствии с распоряжением премьер-министра даже создана межведомственная рабочая группа по совершенствованию залогового законодательства. Помощь правительству здесь оказывает Международная финансовая корпорация (МФК) с привлечением экспертов группы Всемирного банка (ВБ), которые знакомят его с лучшим мировым опытом, а также представили свои предложения и комментарии к проектам нормативных правовых актов.

 

В настоящее время параллельно готовятся два проекта по этой проблеме: закона о внесении изменений в ГК и постановления правительства и Нацбанка о едином интегрированном информационном ресурсе об имуществе и (или) имущественных правах (требованиях), права на которые ограничены залоговыми обязательствами.

 

Так, нормы ГК приводятся в соответствие с Декретом № 3; уточняются виды имущества, которые не могут быть предметом залога, и содержание договора залога; устанавливается, что должен быть зарегистрирован в сущности любой договор о залоге в случаях и порядке, установленных правительством и (или) Нацбанком. При этом обязанность регистрации лежит на залогодержателе (ранее такой регистрации подлежал только договор залога об ипотеке), что на практике может привести к возникновению вопросов недействительности сделок залога; уточняются случаи прекращения залога; вводится специальная статья о залоге имущественного права (требования).

 

При этом авторы проектов использовали часть предложений МФК и экспертов группы ВБ, но, к сожалению, далеко не все.

 

В частности, не учтен целый ряд замечаний в отношении используемой терминологии, об исключении некоторой неопределенности, вносимой отсылочными нормами. Не учтены замечания, касающиеся предоставления сторонам права использования альтернативы (к примеру, при реальной угрозе полной или частичной утраты или повреждения предмета заклада не по вине залогодержателя); в отношении того, что отдельные нормы проекта вводят необоснованные ограничения прав залогодателей и залогодержателей, в частности, в отношении предмета залога (например, запрет залога имущества, приобретенного за счет внешнего займа, запрет на передачу залогодержателю заложенных акций).

 

В какой-то мере это, конечно, можно объяснить временными сроками, хотя, как представляется, иногда лучше продлить сроки подготовки проекта, чем потом снова вносить изменения. Хотя авторы проектов выбрали второй путь. Вместе с тем есть надежда, что предложения экспертов будут тщательно изучаться и использоваться при дальнейшей работе по совершенствованию законодательства.

 

Что касается работы над проектом совместного постановления правительства и Нацбанка, то она продолжается, а МФК и эксперты ВБ оказывают необходимую помощь созданной рабочей группе.

 

Исследование «Ведение бизнеса» охватывает не весь спектр состояния деловой среды, а лишь отдельные его позиции. Тем не менее рейтинг страны в этом исследовании имеет немаловажное значение, в т.ч. для привлечения иностранных инвестиций. Поэтому правительство Беларуси целенаправленно работает над задачей вхождения страны в число 30 лидеров указанного исследования. Главное, чтобы это не стало самоцелью и проблемы улучшения деловой среды решались в комплексе, а не только по отдельным «контролируемым» показателям.

 

Валерий ФАДЕЕВ,заслуженный юрист Республики Беларусь, советник МФК